УДК: 
159.922.8+159.97
Шорохова Мария Васильевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи, Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства, mariya-pleshakova@mail.ru, Новосибирск
Агавелян Оганес Карапетович
Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, oganesagavelyan@yandex.ru, Новосибирск

Опыт применения графического теста в исследовании личности и эмоциональной импрессивности подростков с разными вариантами дизонтогенеза

Аннотация: 
Изучение социально-перцептивных процессов подростков с нарушениями развития остается одним из актуальных и ведущих направлений в исследованиях специальной психологии на современном этапе. Понимание особенностей отношения к окружающему миру и способов данных взаимоотношений у подростков с нарушенным развитием позволяет определить пути и методы реализации гуманистических подходов специального образования в формировании готовности к оптимальному социальному и межличностному взаимодействию. В данной статье освещается опыт использования графического теста «Звезды и волны» в изучении личности и способности к эмоциональной импрессивности подростков с разными вариантами дизонтогенеза развития. Раскрывается понятие эмоциональной импрессивности. Дается обоснование использования графического теста «Звезды и волны» в исследовании личности подростков с разными вариантами дизонтогенеза развития и анализируются результаты его применения. Описываются общие и специфические закономерности выявленных связей между особенностями графической экспрессии, проективным содержанием рисунков и эмоциональной импрессивностью у рассматриваемой категории подростков.
Ключевые слова: 
графический тест «Звезды и волны», проекция, восприятие по голосу, эмоциональный слух, эмоциональная импрессивность, личность, подростки, умственная отсталость, психические расстройства.
Библиографический список: 

1. Аве-Лаллемант У. Графический тест «Звезды и волны». – СПб.: Речь, 2002. – 240 с.
2. Бажин Е. Ф., Корнева Т. В. Психическая патология как модель для изучения импрессивной деятельности // Психология межличностного познания. − М.: Педагогика, 1981. – С. 196–211.
3. Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 324 с.
4. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск: Мирос, 1999. – 356 с.
5. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Рюмина Т. В. Современные исследования в коррекционной психологии и педагогике. − Новосибирск: СИЦ НГПУ «Гаудеамус», 2013. – 169 с.
6. Ковригина Л. В. Проблемы языковой компетенции при нормальном речевом развитии и речевом дизонтогенезе // Социокультурные проблемы современного человека материалы III международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. − 2009. − С. 295–301.
7. Лабунская В. А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. – 1987. – №3. – С. 70−77.
8. Морозов В. П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы // Современная психология: справочное руководство. – М.: Инфра-М, 1999. – С. 329–344.
9. Морозов В. П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи // Психологический журнал. – 2001, Т. 22, № 6. – С. 48−63.
10. Паньшина Л. В., Агавелян О. К., Саруханян Р. И. Особенности восприятия и понимания экспрессии незнакомого человека юношами и девушками с нарушением слуха // Сибирский педагогический журнал. – 2014, № 3. – С. 151−156.
11. Пашина А. Х. О структуре эмоционального слуха // Психологический журнал. – 1992, Т. 13, №13. – С. 76–83.
12. Alkert R. M., Panter A. T. Extraversion and the ability to decode nonverbal communication // Per. and individ. Differ. – 1988. – V. 9, № 6. – P. 965−972.