УДК: 
373.3/.5+37.0
Кузина Надежда Сергеевна
Учитель. Муниципальное общеобразовательное учреждение Ундоровский лицей, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, pashanova2009@yandex.ru, Ульяновская область

Модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков

Аннотация: 
В статье описывается модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков, на основе которой велась опытно-экспериментальная работа в одном из подростковых классов. При анализе объекта исследования мы опирались на системный, субъектный, деятельностный, рефлексивный и информационный подходы, содержательный анализ которых применительно к теме исследования представлен в статье. Характеризуются целевой, нормативно-теоретический, организационно-методический и результативно-оценочный компоненты. Выделены параметры развития школьного класса, а также показатели уровней развития личности подростка в контексте развития класса как группы. Приведен комплекс психолого-педагогических условий, благодаря которым возможна эффективная реализация модели. Сделано предположение, что если в ходе развития класса у большинства учеников формируется положительный опыт совместной деятельности, группового общения и проявления творческой индивидуальности, то класс можно рассматривать как фактор воспитания старших подростков.
Ключевые слова: 
воспитание, факторы воспитания, модель, развитие школьного класса, развитие личности, старшие подростки, Психолого-педагогические условия, совместная деятельность, групповое общение, проявление творческой индивидуальности.
Библиографический список: 

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
2. Бешенков С.А. Моделирование и формализация: метод. пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 336 с.
3. Бурдякова Л. С. Рефлексивный подход как педагогическая проблема // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/531 (дата обращения: 30.01.18 г.). DOI: 10.17805/trudy.2017.4.8
4. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова / под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – 4 изд., стер. – М.:Академия, 2008. – 336 с.
5. Делимова Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестник Шадринского государственного педагогического института. [Электронный ресурс]. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/ vestnik/2013/2013-3-7.pdf (дата обращения 1.02.2018).
6. Мелешко А.В. Субъектный подход к изучению личности. – М.: МПГУ, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/splich.htm(дата обращения: 30.01.2018).
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2009. – 224 с.
8. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №7. [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/pedagogika/nep... (дата обращения 1.02.2018).
9. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
10. Петровский А. В. Психология в России: XX век. - М.: УРАО, 2000. — 312 с.
11. Ромм Т.А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие для академического бакалавриата. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 158 с.
12. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 284 с.
13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
14. Тебуева М. М. Методологические основы в современном обучении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 80. – С. 523–527.
15. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Университетское, 2002.– 560 с.
16. Яковлева Н.О. Информационный подход в педагогических исследованиях: сущность, значение, особенности реализации. Серия «Образование. Педагогические науки // Вестник ЮУрГУ. – 2009. – № 1. – С. 16-21.
17. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков. М.: Просвещение, 2008. – 223 с.
18. Stones E. Psychology of Education: А Pedagogical Approach. London: Routledge, 2017. – 514 р.