УДК: 
373.3/.5+316.7
Воропаев Михаил Викторович
Доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики, Московский городской педагогический университет, vrpmv@mail.ru, Москва
Нижних Игорь Константинович
Кандидат педагогических наук, начальник курса, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Брянский филиал, igor-nizhnih@yandex.ru, Брянск

Некадетское социальное воспитание в кадетской школе

Аннотация: 
В статье рассматриваются факторы, влияющие на организацию социального воспитания в современном отечественном социуме. Выделяются базовые характеристики социального воспитания в военизированных образовательных организациях, сравниваются основные тренды социального воспитания детей и подростков в кадетских школах (кадетских корпусах) США и России. В статье анализируются причины роста популярности кадетского образования в стране, в том числе последствия фактического снижения возрастного порога кадетского образования. Авторы обосновывают требования к построению целостной системы социального воспитания на основе модели кадетского образования. Анализируются возможности длительной игры как основы построения системы воспитательной работы с учащимися на уровне общего и начального образования в кадетской школе (кадетских классах). В качестве основных требований к такой игре выделяются: жанровое соответствие, структурированность, невысокая напряженность «плей-гейма», множественность точек входа и выхода.
Ключевые слова: 
кадетская школа, кадетские классы, социальное воспитание, длительная игра, патриотическое воспитание
Библиографический список: 

1. «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017). [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.03.2018).
2. Вагнер И.В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации. Часть 2 Реализация программы воспитания и социализации школьников в форме длительной игры // Вопросы науки. - 2014.- № 1 (6). - С. 15-21.
3. Владимиров А.И. Кадетское образование в современной России - стратегия и проблемы // Народное образование. - 2010. - № 4. - С. 213-225.
4. Жуков, И.Н. Стаи волчат и птенчиков: Длительные воспитывающие игры. Репринт. изд. Чита, 1921.- М., 2009. - 31 с.
5. Костоусов Н.С., Терентьев В.В. Теоретические положения концепции кадетского образования// Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4. - С.57-62.
6. Курилов, С. Ж. Военно-патриотическое воспитание в школьных кадетских классах: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - М., 2007. - 26 с.
7. Московский рейтинг 2017. [Электронный ресурс] URL:https://www.mos.ru/dogm/function/ratings-vklada-school/rating-i-metodika... (дата обращения: 20.03.2018 г).
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений ... . - М., Nota Bene, 2008. - 218 с.
9. Мудрик А. В. Воспитание как социальный институт // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - №3. - С. 22-31.
10. Новости. ОБЩЕСТВО. 15:52 03 февраля 2018// Новая газета. [Электронный ресурс] URL:https://www.novayagazeta.ru/news/2018/02/03/139193-v-volgogradskoy-oblas... (дата обращения: 20.03.2018 г)
11. Ромайкин В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса : автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01. -Ярославль, 2004. - 28 с.
12. Ромм Т.А. Социальность современного образования// Идеи и идеалы.- 2010. - № 1(3). - С. 80 – 87.
13. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11 (130). - С. 247-254.
14. Reamer, Frederic G., Siegel, Deborah H. Guiding families in choosing the right intervention for their struggling teen// The Brown University Child and Adolescent Behavior Letter.- 2009.- Vol. 25 (5)(May). - P.4-6
15. Schaverien, Joy. Boarding school syndrome: broken attachments a hidden trauma// British Journal of Psychotherapy. - 2011. - 27(2). - P.138 - 155.
16. Trousdale, William B. Military High Schools in America. Walnut Creek, California. Taylor and Francis, Left Coast press. 2007. - 488 p.