УДК: 
371+37.0
Козельская Каролина Алексеевна
аспирант кафедры общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, alcarol1992@mail.ru, Воронеж
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Москва

Педагогические исследования творчества и творческого потенциала: поиск методологических оснований

Аннотация: 
Цель статьи: определение доминирующих методологических подходов в исследованиях творчества и творческого потенциала, обоснование выбора методологических подходов для педагогического исследования детских творческих объединений. В качестве доминирующих представлены онтологический и деятельностный подходы. Обращение к современным исследованиям различных авторов позволяет рассматривать в качестве востребованных системный, акмеологический, социокультурный, личностнодеятельностный, гуманистический, антропологический, междисциплинарный подходы. Показаны особенности использования онтологического подхода в педагогических исследованиях творчества: в центре внимания находится идея творческой сущности человека (типичное), развитие и реализация преобразовательных возможностей каждой личности (индивидуальное); возможности человека находятся в пределах основных полюсов существования, носят как созидательный, так и деструктивный характер (определяющим выступает нравственная позиция).
Ключевые слова: 
методологический подход, творчество, творческий потенциал, онтологический подход, деятельностный подход, детское творческое объединение
Библиографический список: 

1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 96 с.
2. Батищев Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельности // Деятельность: Теория. Методология. Проблемы. – М.: Политиздат, 1990. – С. 21–34.
3. Гагарина О. С. Творчество как сущностная характеристика личности : автореф. дис…канд. филос. наук. – М., 2008. – 27 с.
4. Глотова Г. А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования. – Екатеринбург: УрГУ, 1992. – С. 76-78.
5. Губин В. Д. Культура и творческая деятельность. – М.: Изд-во УДН, 1987. – 87 с.
6. Дука С. И. Творчество как общение : автореф. дис. ... канд. филос. наук. – СПб., 1993. – 16 c.
7. Дьячкова О. Н. Категориальная модель творчества // Сумма философии. Вып. 6. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. – С. 71–79.
8. Конова Е. В. Развитие социальной креативности будущих специалистов по работе с молодежью в образовательной среде вуза : автореф. дис… канд. пед. наук. – Тула, 2012. – 23 с.
9. Мартинович Н. В. Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования : дис….канд. социол. наук. – Курск, 2005. – 174 с.
10. Насакова Б. Ж. Развитие творческого потенциала старшеклассников в профильном обучении : автореф. дис… канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2013. – 25 с.
11. Николко В. Н. Творчество как новационный процесс. – Симферополь: Таврия, 1990. – 189 с.
12. Николко В. Н. Формализационный метод научного познания // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 27 (66). – 2014. – № 3. – С. 387–392.
13. Петров К. В. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся : дис…докт. психол. наук. – М., 2008. – 753 с.
14. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Издательство «Наука», 1976. - 304 с.
15. Раппопорт С. Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. – М.: Лань. Планета музыки, 2017. – 236 с.
16. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2002. – 372 с.
17. Романенко Ю. М. Онтологический подход к воображению или воображаемый подход к онтологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. – 2003. – Вып. 4 (№ 30). – С. 19-24.
18. Столетов А. И. Онтология художественного творчества : автореф. дис…докт. филос. наук. – Уфа, 2009. – 32 с.
19. Страхов И. В. Психология литературного творчества. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МПО «МОДЭК», 1998. – 379 с.
20. Шакурова М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства // Человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2004. – С. 86-100.
21. Шимина А. Н. Современная жизнь понятия всеобщего и принципа деятельности // Человек, история, культура : к 90-летию Э. В. Ильенкова : монография / под общ ред. Е. В. Мареевой, Н. В. Гусевой. – Усть-Каменогорск: Казахстанско-Американский свободный университет, 2014. – С. 325-331.
22. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Знание, 1988. – 79 с.
23. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. – М.: Высшая школа, 1989. – 143 с.
24. Amabile T. M. (2013) Componential Theory of Creativity [Электрон-ный ресурс]. – URL: http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20Files/12-096.pdf. (Дата обращения: 26.03.2018).
25. Epstein R. (2005) Capturing creativity [Электронный ресурс]. – URL: http://www.creativelyspeaking.com/pdf/article_capturing_creativity.pdf. (Дата обращения: 26.03.2018).
26. Sternberg R. J. The Nature of Creativity // Creativity Research Journal. – 2006. – Vol. 18. – № 1. – P. 87–98.