УДК: 
316.7+371
Мудрик Анатолий Викторович
Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва
Патутина Наталия Анатольевна
Доктор педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правоведения института права и управления, Московский городской педагогический университет, patutinaw@eandex.ru, Москва

Методологические основы создания условий позитивной социализации учащихся: постановка проблемы

Аннотация: 
В тексте статьи содержится постановка проблемы формирования методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся. Разноплановые трансформации современного общества обусловили существенные изменения в социализации больших групп детей, подростков, юношей и девушек. В связи с этим необходимо исследовать изменения количественных и качественных параметров детей с традиционными и новыми группами проблем, разрабатывать научно обоснованные пути и способы работы с различными категориями детей - жертв неблагоприятных условий социализации по профилактике, минимизации, коррекции и таких отклонений, и порождающих их виктимогенных факторов. В статье охарактеризована социальная, теоретическая и практическая актуальность проблемы. В связи с этим на первый план входит научная новизна проблемы исследования и теоретическая значимость, так как исследование направлено на разработку концепции, в которой будут представлены характеристики виктимизированных индивидов и групп и породивших их факторов. Автор предлагает характеристику существующих подходов к решению заявленной проблемы в междисциплинарном ракурсе; особое внимание уделено предшественникам социально-педагогической виктимологии и аспектам ее развития в русле создания условий позитивной социализации детей, подростков, юношей, девушек. Исследование методологических основ создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся базируется на общеметодологическом принципе дополнительности, применение которого позволяет интегрировать данные человековедческих и обществоведческих отраслей знаний, рассмотреть и охарактеризовать человека и малую группу не только как объектов и субъектов, но и как жертв неблагоприятных условий социализации, системно изучить объективные и субъективные факторы становления индивидуального или группового субъекта жертвой неблагоприятных условий социализации, разработать пути профилактики и нейтрализации виктимогенных потенций факторов социализации. В статье характеризуются новизна, теоретическая и практическая значимость поставленной проблемы.
Ключевые слова: 
методология, позитивная социализация, социально-педагогическая виктимология, жертва неблагоприятных условий социализации
Библиографический список: 

1. Бакштановский В.И., Потапова Е.Г., Согомонов Ю.В. Выбор будущего: к новой воспитательной деонтологии. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.- 215 с.
2. Воропаев М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии. - Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2002. – 112 с.
3. Истомина П. Социология. М., 2005.
4. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. - М.: Знание,1991. – 78 с.
5. Мудрик А.В., Петрина М.Г. Социально-педагогическая виктимология: исторический экскурс// Сибирский педагогический журнал. – 2015. - №5. - С.119-126.
6. Никитский М.В., Никитская Е.А. Формы и средства религиозного (православного) воспитания в рамках современной социально-педагогической практики // Вестник ПСТГУ. – 2014. - №1. - С.15-24.
7. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. М.: МПГУ, «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
8. Ромм Т.А. История социальной педагогики. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 346 с.
9. Склярова Т.В. Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2013. - №4. - С.15-18.
10. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. – 688 с.
11. Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М.: Прогресс, 1985. – 208 с.
12. Mawby R. I. Defensible Space : A Theoretical and Empirical Appraisal, Urban Studies (1977),14 . 1 69-17.
13. Mythen G., Walklate S. Criminology and Terrorism .Which Thesis? Risk Society or Governmentality? Brit. J. Criminol. (2006) 46, 379–398.