УДК: 
374+378+373.3/.5
Ильясов Динаф Фанильевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, metod-08@mail.ru, Челябинск
Скрипова Надежда Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, nscripova@mail.ru , Челябинск
Девятова Ирина Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, devyatova74rus@mail.ru , Челябинск

Формирование профессиональной субъектности педагога в системе корпоративного обучения образовательной организации

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье актуализируется проблема непрерывного образования учителей в условиях образовательной организации. Цель статьи – обоснование путей оптимизации непрерывного образования учителей в условиях образовательной организации на примере создания корпоративной системы обучения, ориентированной на формирование профессиональной субъектности педагога. Методология. В статье обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-методическом уровнях. На основе анализа отечественных психолого-педагогических концепций в статье приводятся результаты изучения профессиональной субъектности учителя как педагогической категории. Определяется место и роль субъекности педагога в его профессиональном развитии. Обосновывается модель корпоративного обучения, ориентированная на формирование профессиональной субъектности педагога. Акцентируется внимание на её процессуальном компоненте. В заключении делается вывод о ресурсе корпоративной системы обучения образовательной организации для формирования профессиональной субъектности педагога и о результатах функционирования предложенной модели.
Ключевые слова: 
субъектность педагога, профессиональная субъектность, корпоративное обучение в школе
Библиографический список: 

1. Аксёнова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М.: Моск. пед. гос. ун-т, 1998. – 43 с.
2. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – М.: Нижегород. инст-т развития образования, 1998. – 42 с.
3. Девятова И. Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – No 3 (28). – С. 138–146.
4. Звездина Г. П. Субъектность учителя как детерминанта устойчивости личности к деструктивному влиянию профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т, 2006. – 23 с.
5. Кузнецов В. В. Корпоративное образование: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. университета, 2010. – 227 с.
6. Майдокина Л. Г. Психолого-педагогические технологии развития субъектности студента педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2010. – 25 с.
7. Пилюгина С. А. Особенности андрагогической субъектности учителя // Казанский педагогический журнал. – 2012. – No. 2. – С. 48–57.
8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. No 544 н. – URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 08.05.2018).
9. Серых А. Б. Развитие субъектности как условие формирования психологической готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Закономерности развития высшего профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Сластёнина. – М.: МАНПО, 2009. – С. 311–314.
10. Сластёнин В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – No 5. – С. 17–30.
11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. No 2227-р. – URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 08.05.2018).
12. Трещев А. М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Калуга: Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского, 2001. – 44 с.
13. Clift R. T., Larson A. F. Emphasizing the personal in research of teacher’s thinking // Teaching & teacher education. – 1994. – 10 (1). – P. 121–124.