УДК: 
37.0+378
Никульников Антон Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, a.nik@ngs.ru, Новосибирск

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В СССР (1918–1991 ГГ.)

Аннотация: 
В статье представлен краткий обзор организации педагогической практики студентов в период с 1918 до 1991 гг. В 1918 г. на I съезде работников просвещения было принято решение о создании программы народного комитета просвещения в области педагогических кадров для подготовки нового учителя советской школы. Большой вклад в развитие советской педагогической практики внесли: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т Шацкий, А. С. Макаренко. Каждый из них считал, что педагогическая практика является важнейшим компонентом подготовки учителя. В 1930-е г. увеличивается время на практическую деятельность, вводится практика на производстве в колхозах и школах. В 1940–1950-х гг. были определены организационные характеристики и правовые нормы проведения педагогической практики, так как целостная система организации педагогической практики была уже сформирована. В 1960–1970-е гг. учебные планы были усовершенствованы, определена совокупность практических умений и навыков, необходимых для будущего учителя, установлены периоды овладения данными умениями и навыками на определенных курсах. В 1980-х гг. на всех факультетах педагогических институтов вводится непрерывная практика, начиная с первых курсов. В 1991 г. происходит переход к личностно-ориентированному образованию, начинает осуществляться вариативное обучение, происходит обновление содержания гуманитарного образования.
Ключевые слова: 
педагогическая практика, система педагогического образования, техникум, высшее учебное заведение
Библиографический список: 

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. Заведений- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. - с. 141
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
3. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2002. - 266 с.
4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
5. Крупская Н.К. Реорганизация подготовки учительства [Электронный ресурс] URL: http://rulibs.com/ru_zar/nonf_publicism/krupskaya/1/j11.html (дата обращения 25.06.2018).
6. Луначарский А.В. О народном образовании. - М: АПН РСФСР, 1958. - 556 с.
7. Макаренко А.С. Некоторые соображения о наших детях [Электронный ресурс] // Педагогические сочинения в восьми томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1983 – 368 с. - URL: http://az.lib.ru/m/makarenko_a_s/text_1935_nekotorye_soobrazheniya.shtml (дата обращения 25.06.2018)
8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: 1917-1941 гг.: научное издание / Ф. Ф. Королев и др. АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 456 с.
9. Протасова И.А. Непрерывная педагогическая практика: теория и технология организации: учеб. пособие.- Екатеринбург, УрГПУ 2000. - 159 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1999. Т. 2., 1999. - 672 с.
11. Чешуина Т.Г. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Томск, 2006. - 212 с.
12. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / С. Т. Шацкий ; под ред. И. А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. – М.: Просвещение, 1962-1965.
Т. 2 : - 1964. - 476 с.