УДК: 
371+37.0
Дубских Дмитрий Владимирович
, младший научный сотрудник научно-методического центра содержания образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области, dvdubskih@yandex.ru , Москва
Дубских Вероника Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования; старший научный сотрудник научно-методического центра содержания образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области, dubskih.veronika@yandex.ru , Москва
Симакова Татьяна Петровна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательного менеджмента; в.н.с. научно-методического центра содержания образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления", ipktmvr@yandex.ru, Москва

Введение и реализация ФГОС ОО в Московской области: результаты самооценки руководителей общеобразовательных учреждений

Аннотация: 
В статье проанализированы результаты анкетирования руководителей общеобразовательных организаций Московской области в 2015 и 2017 гг., целью которого было исследование динамики самооценки ими процесса введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) в собственной деятельности. Анкетирование проводилось путём интернет-опроса и собеседования. Предметом исследования были условия, созданные для модернизации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС ОО, и затруднения, которые испытывали образовательные организации в их реализации. Руководителям было предложено для анализа 10 позиций-характеристик процесса введения ФГОС ОО. Также в анкету включен открытый вопрос для формулировки предложений по мерам, направленным на преодоление связанных с этим затруднений. В результате было обнаружено смещение акцента с базовых условий, без которых невозможен запуск деятельности (материально-технические, кадровые, нормативно-правовые), к условиям, обеспечивающим методическое сопровождение данной деятельности. Это говорит о всё более глубоком понимании руководителями образовательных организаций изменений и проблем, существующих непосредственно в образовательном процессе.
Ключевые слова: 
Московская область, руководители общеобразовательных организаций, условия введения ФГОС ОО, затруднения в реализации, результаты самооценки.
Библиографический список: 

1. Дубских В. А. О результатах исследования процесса реализации ФГОС ОО общеобразовательными организациями Московской области  // Известия АСОУ. Научный ежегодник. – 2016. – № 4. – С. 39–56.
2. Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. И. В. Муштавинской,
3. О. Н. Крыловой, О. Б. Даутовой. – СПб.: СПбАППО, 2015. – 205 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт). Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». – 2018. – 9 апреля. – URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/ (дата обращения: 25.06.2018).
4. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». – 2018. – 9 апреля. – URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (дата обращения: 25.06.2018).
5. Руденко Л. Д. Современные методы социологических исследований: учебное пособие. – Ярославль: ЯрГу, 2012. – 120 с.
6. Солдатов В. Ф., Фирсов В. А. Кластерная модель оценки состояния образовательных систем Московской области. – М.: АСОУ, 2011. – 68 с.
7. Шкляева Н. А. Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-opredeleniya-kompetentnosti-r... (дата обращения: 05.05.2018).
8. Research Methods Handbook. Introductory guide to research methods for social research [Электронный ресурс]. – URL: https://cles.org.uk/wp-content/uploads/2011/01/Research-Methods-Handbook... (дата обращения: 21.04.2018).
9. Social research methods. Study material sociology [Электронный ресурс]. – Calicut University P. O., Malappuram, Kerala, India.  – 2011. – Р. 32–40. – URL: http://www.universityofcalicut.info/syl/BASociologyIV.pdf (дата обращения: 21.04.2018).