УДК: 
376.3+316.6
Адеева Татьяна Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, adeeva.tanya@rambler.ru, Кострома
Тихонова Инна Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, inn.007@mail.ru, Кострома

Специфика жизненной траектории и показатели субъективного благополучия взрослых людей с нарушениями слуха

Аннотация: 
Субъективное благополучие рассматривается в контексте жизненной траектории. При анализе жизненной траектории большое значение уделяется важным поворотным жизненным событиям, конкретным условиям жизни, переживаниям личности. Условия и события жизни не являются предикторами субъективного благополучия, но могут быть средством его достижения через интерпретацию, переживание, волевое преодоление. Цель исследования – посредством анализа жизненных траекторий дать характеристику и определить специфику показателей субъективного благополучия взрослых людей с нарушениями слуха. Презентуемая взрослыми неслышащими инвалидами траектория жизни может быть обозначена как гипертимная. Значимых событий жизни выделяется немного, большая их часть оценивается как крайне позитивная. Изучение субъективного благополучия с помощью стандартизированного опросника показало, что оно имеет низкие значения. Неблагополучие переживается в виде эмоциональных симптомов, напряжения и чувствительности. Можно констатировать дисгармоничность субъективного благополучия неслышащих инвалидов, объясняемой особенностями психического развития респондентов.
Ключевые слова: 
жизненная траектория, субъективное благополучие, нарушения слуха.
Библиографический список: 

1. Акинина Е.Б. Самоотношение как ведущий психолого-акмеологический компонент в структуре личности глухих и слабослышащих студентов // Экономика образования. – 2015. – № 1. – С. 103-107.
2. Богданова Т.Г. Исследование мышления лиц с нарушениями слуха: проблемы и перспективы // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – с. 167-171.
3. Гончарова А.Ю. Cпецифика формирования познавательной сферы лиц с нарушениями слуха // Художественное образование и наука. – 2017. – № 2. – С. 115-121.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3-х томах: словарь по книге. – Москва: Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2003. [Электронный ресурс]. – URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 30.07.2017).
5. Климчук Ю.Ю. Составляющие субъективного счастья и благополучие подростков с нарушением слуха // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. – 2014. – № 4. – С. 328-330.
6. Лебедева A. A. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке // Психология. Журнал Высшей школы экономики – 2012. – Т. 9. – № 2. – С. 3–19.
7. Леонтьев Д. А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях: вызовы и ресурсы // Культурно-историческая психология. – 2014. – № 3. – С. 97-106.
8. Миронова М.А., Романенко О.М. Безопасная образовательная среда как фактор успешной социализации студентов с ограниченными возможностями по слуху // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 5. – С. 140-144.
9. Пискун О.Ю. Психолого-педагогические условия коррекции эмоционально-волевого развития выпускников с нарушениями слуха // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – С. 142-147.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – С-ПБ.: Питер, 2002. – 720с.
11. Сутырина М.П. Интеллектуальные характеристики студентов с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 1. – С. 244-247.
12. Сутырина М.П., Понамарева С.О. Взаимосвязь социального интеллекта и моделей поведения в конфликте у лиц с нарушенным слухом // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 5. – С. 224-227.
13. Тихонова И.В., Адеева Т.Н. Исследование жизненных траекторий лиц с ограниченными возможностями здоровья: методологический дискурс и типология // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 3. – С. 210-216.
14. Фаттахова М.Э., Михайлова Н.Ф. Самоидентификация и совладающее поведение у взрослых с нарушением слуха // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ . – 2017. – № 5. – С. 101-108.
15. Чиж О.А. К вопросу о социальном интеллекте неслышащих юношеского возраста // Вестник психофизиологии. – 2018 – № 2. – С. 215-221.
16. Riff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol.69. – 719-727.
17. Rogers K. D. Deaf people and mental well-being: Exploring and measuring mental well-being in British Sign Language․ – A thesis submitted to the University of Manchester for the degree of Doctor of Philosophy in the Faculty of Medical and Human Sciences․- School of Nursing, Midwifery and Social Work․ – 2013. – Электронный ресурс- режим доступа – URL// https://www.research.manchester.ac.uk/portal/files/54542032/FULL_TEXT.PDF