УДК: 
373+37.0+159.9
Лосева Елена Сергеевна
Кандидат культурологии, доцент кафедры иностранных языков, Российский государственный университет туризма и сервиса, es-loseva@yandex.ru, Московская обл., Черкизово
Фадеева Татьяна Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, fadej_tu@rambler.ru, Саратов

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация: 
Даны результаты эмпирического исследования представлений об ученике, цель которого – сравнительный анализ образа ученика в представлениях учителей и родителей. Для исследования был использован метод семантического дифференциала. В содержательно-смысловую структуру представлений об ученике, полученную с помощью факторного анализа, вошли как положительные, так и отрицательные характеристики, тогда как семантические универсалии представлены только положительными характеристиками. Наблюдается стремление взрослых не к раскрытию индивидуальности ребенка, а к развитию его исполнительских качеств, направленной активности в одобряемых и навязываемых взрослыми направлениях. Выявлены различия в представлениях родителей и учителей. Учителя, в отличие от родителей, воспринимают ученика менее честным, активным и независимым.
Ключевые слова: 
социальные представления, семантический дифференциал, семантическая универсалия, представления об ученике
Библиографический список: 

1. Бабенко И. И. Одаренный ребенок в зеркале социальных ожиданий: семантико- прагматические трансформации образа в медиадискурсе // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 10 (151). –С. 119–122.
2. Захарова Е. И., Петрова А. А. Материнские представления о ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 3. – С. 54–71.
3. Колодина А. В. Представления родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений // Вестник Омского университета. Серия Психология. ОмГУ. – 2016. – № 2. –С. 69–77.
4. Гурова О. С., Аверина Е. Д. Социальные представления педагогов о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего школьного образования // Известия АлтГУ. – 2015. – № 3 (87). – С. 35–38.
5. Крайлюк А. И. Родительские установки: теоретические аспекты [Электронный ресурс] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – № 3. –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/roditelskie– ustanovki–teoreticheskie–aspekty (дата обращения: 22.01.2018).
6. Дёминский В. А. Образ учащегося в сознании педагога: гендерный аспект // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 1. – С. 38–44.
7. Дмитриева С. М. Представления учителей об образе ученика и условиях учебного взаимодействия в различных формах обучения //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 2 (24). – С. 119–129.
8. Лосева Е. С., Фадеева Т. Ю. Образ ребенка в новостных публикациях СМИ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. – 2017. – № 4 (42). – С. 35–44.
9. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations: explorations in social psychology / ed. by G. Duveen. – N. Y.: New York University Press, 2000. – P. 18–77.
10. Lahlou S. Social representations and social construction: the evolutionary perspective of installation theory // The Cambridge Handbook of Social Representations. Cambridge handbooks in psychology. – Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2015. – P. 193–209. – URL: http://eprints.lse.ac.uk/61022 (дата обращения: 15.01.2018).