УДК: 
373+504
Макарова Любовь Николаевна
Ассистент кафедры начального естественно-математического образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, makarovaluban@mail.ru, Саратов
Морозова Елена Евгеньевна
Доктор биологических наук, зав. кафедрой начального естественно-математического образования факультета психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, moroz@san.ru, Саратов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация: 
В статье рассматриваются вопросы диагностики исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру с использованием вопросов авторской анкеты (Кто такой исследователь? Какой художественный герой похож на исследователя? Каких известных исследователей ты знаешь? Какую пользу приносит исследователь себе, обществу природе? Может ли быть исследователем эколог, лесник, ботаник, журналист, общественник, знаток природы, умелец, мудрец, первооткрыватель, учитель, историк, защитник, патриот? Можешь ли ты назвать себя исследователем? На какого исследователя ты хотел бы быть похожим? Какие цели ставит исследователь в своей работе и как он их добивается? В каких исследовательских проектах ты принимал участие? Если бы ты был исследователем, то в какой области науки работал?) Выделены компоненты исследовательского отношения: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Сделан вывод о недостаточной готовности младших школьников к познанию реальности через исследовательское взаимодействие с ней.
Ключевые слова: 
исследовательское отношение, исследовательская деятельность, анкетирование, младшие школьники
Библиографический список: 

1. Барашкина С. Б. Развитие поисковой активности младших школьников в процессе решения исследовательских задач в курсе «Окружающий мир» // Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения профессора С. П. Баранова. – Елец: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, 2017. – С. 14–17.
2. Макотрова Г. В. Развитие исследовательского потенциала школьника: антропологический подход // Исследовательская работа школьников. – 2015. – № 52 (2). – С. 17–26.
3. Макотрова Г. В. Развитие исследовательского потенциала школьников в условиях реализации ФГОС // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 2. – С. 141–150.
4. Морозова Е. Е. Зеленый Уголок Памяти – Зеленая Аллея Памяти – Зеленая Роща Памяти. Эколого-гражданский проект: учебное пособие. – Книга 10. – Саратов: Наука, 2016. – 60 с.
5. Морозова Е. Е. К вопросу о социализации личности средствами патриотического воспитания в гуманистическом образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 26–30.
6. Сабирова Э. Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2012. – 24 с.
7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2004. – 80 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
9. Ogelman H. G. Teaching Preschool Children About Nature // A Project to Provide Soil Education for Children in Turkey. Early Childhood Education Journal. – 2012. – № 40. – P. 177–185.