УДК: 
372.016:811.161.1*01/04
Ушакова Елена Владимировна
Доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, elekta@nxt.ru, Новосибирск

Некоторые особенности обучения младших школьников русскому языку (на основе результатов мониторинга качества обученности учащихся)

Аннотация: 
В статье раскрывается роль контроля и оценки знаний и умений у младших школьников; на основе результатов мониторинга качества обученности младших школьников – анализа результатов диагностических работ по русскому языку, в том числе всероссийских проверочных работ (представлены статистические данные), приводятся типичные языковые ошибки учащихся и представлены рекомендации учителю начальных классов для их устранения и предупреждения. Статья содержит практические советы учителю при работе над проблемными темами дисциплины «Русский язык»; предлагаются и анализируются задания по фонетике, лексикологии, морфемике, синтаксису, орфографии русского языка, а также уделяется внимание работе с текстом в начальной школе: определение темы текста, формулирование его основной мысли, деление текста на микротексты, формулирование микротем.
Ключевые слова: 
обучение, младшие школьники, русский язык, типичные ошибки, фонетическая работа, синтаксис, однородные члены предложения, текст, микротекст, микротема
Библиографический список: 

1. Бондаренко А. А. Живая фонетика в начальной школе // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 17–22.
2. Колесова С. Н. Особенности контроля и оценки в обучении литературному чтению. Памятки как методический инструментарий формирования регулятивных универсальных учебных действий // Сибирский учитель. – 2015. – № 1 (98). – С. 105–108.
3. Молокова А. В. Особенности формирования универсальных учебных действий в условиях информатизации образовательного процесса // Сибирский учитель. – 2012. – № 83. – С. 20–24.
4. Смолеусова Т. В. Система оценки: проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО // Сибирский учитель. – 2013. – № 4 (89). – С. 10–12.
5. Суховей Е. А. Возможности учебной дисциплины «Русский язык» в формировании логических универсальных учебных действий младших школьников // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – С. 93–96.
6. Суховей Е. А. Русский язык в начальной школе: задания для диагностики сформированности логических универсальных учебных действий // Сибирский учитель. – 2016. – № 2 (105). – С. 62–66.
7. Суховей Е. А. Теоретические основы и технологии начального языкового образования (модуль «Фонетика»): практикум. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – 61 с.
8. Ушакова Е. В. Средства оценки сформированности некоторых познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников (на материале дисциплины «Русский язык») // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. – М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2015. – С. 318–324.
9. Ушакова Е. В. Средства формирования УУД младших школьников (метапредметные результаты) при работе с текстом на уроках русского языка // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – С. 112–118.