УДК: 
159.96+159.92
Гладышев Юрий Владимирович
Доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления, sir.yu-oskar2012@yandex.ru, Новосибирск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОК НГУЭУ

Аннотация: 
В статье представлены результаты изучения особенностей психологической защиты и локуса контроля студенток НГУЭУ. Теоретической основой статьи являются взгляды американских психологов Дж. Роттера и З. Фрейда. Психологическая защита – система реагирования личности на какие-либо угрожающие ситуации, используемая человеком на бессознательном уровне. Одной из важных интегральных характеристик личности является локус контроля. Появление этого понятия связано с работами Дж. Роттера, который предположил, что существуют индивидуальные различия, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящие с ними события. Исследование психологических защит показало, что первые три места занимают: проекция, рационализация и регрессия. Исходя из этого, следует сделать вывод, что наряду со зрелой защитой в виде «рационализации» студентки часто используют такие примитивные виды защит как «проекция» и «регрессия». При исследовании корреляционной матрицы было выявлено, что у студенток-экстерналов локус контроля образует достоверные положительные связи с «регрессией» и «вытеснением» и отрицательную с «рационализацией». У студенток-интерналов локус контроля имеет отрицательные связи со всеми видами защит. Таким образом, студенткам с экстернальным локусом контроля будут присущи непродуктивные способы решения конфликтов.
Ключевые слова: 
психологическая защита, локус контроля, интернальность, экстернальность, опросник Плучека, корреляционный анализ
Библиографический список: 

1. Андреева Е. Н. Самоотношение подростков. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
3. Гладышев Ю. В. Взаимосвязь между шкалами темперамента и механизмами защиты у студенток НГУЭУ // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 100–105.
4. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. – 2-е изд. – Мн.: Харвест, 2003. – 144 с.
5. Грановская Р. М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
6. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2003. – С. 423–430.
7. Кобзев М. В. Связь жизнестойкости будущих специалистов водного транспорта со стратегиями совладания и защитными механизмами личности // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 5. – С. 291–298.
8. Носов С. С. Диагностика защитных механизмов: подход Фиби Крамер. – М.: Наука: Флинта, 2011. – 113 с.
9. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000. – 507 с.
10. Чиликина И. А. Локус контроля как социально-психологическая детерминанта представлений о лидерских качествах: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 25 с.
11. Plutchik R. Measuring emotions and their derivatives // Emotion: Theory, research, and experience / еds. R. Plutchik, H. Kellerman. – V. 4. – San Diego, CA: Academic Press, 1989. – P. 1–35.
12. Rotter J. В. Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable // American Psychologist. – 1990. – V. 45. – P. 489–493.