УДК: 
376+159.922.7.+37.0
Дмитриев Александр Алексеевич
Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета специальной педагогики и психологии, Московский государственный областной университет, aa.dmitriev@mgou.ru, Москва
Тверская Ольга Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой логопедии, Пермский государственный гуманитарно-педагогического университет, aa.dmitriev@mgou.ru, Пермь
Дмитриева Светлана Александровна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинических основ дефектологии и специальной психологии, Московский государственный областной университет, aa.dmitriev@mgou.ru, Москва

О РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация: 
В статье рассматривается новый методологический подход к разработке психолого-педагогических технологий коррекционно-образовательной деятельности при работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, основанный на разработках в области структуризации компетенций, их дифференциации по различным признакам и их состояния, являющийся по своей сути предметом данного исследования. Приводится трехуровневый вариант компонентного состава компетенции, дифференцированный на мега-, макро- и микрокомпоненты, дается схема оценки их развития либо степени нарушенности, с учетом чего предлагается формирование психолого-педагогических технологий, направленных на их коррекцию и развитие. Результаты исследовательской работы могут быть использованы как в дальнейших теоретических, методологических разработках, так и в практической деятельности научных и педагогических работников.
Ключевые слова: 
компетентность, методология, структуризация, дети с ОВЗ, мегакомпонент, макрокомпоненты, микрокомпоненты
Библиографический список: 

1. Ахпашева И. Б. Методическая система формирования информационно-коммуникативной компетентности лиц с глубокими нарушениями зрения: дис. … канд. пед. наук. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2013. – 177 с.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
3. Дель С. В. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с заиканием в процессе комплексной коррекции: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2005. – 22 с.
4. Дмитриев А. А. К вопросу моделирования профессиональной компетенции бакалавра специального (дефектологического) образования // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 98–105.
5. Дмитриев А. А., Турышева А. А. Структуризация зрительного гнозиса как компонента графомоторной компетенции у детей 6–7-летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Специальное образование. –2015. – № 3. – С. 17–24.
6. Дьюсбери Д. А. Компетентность в психологии: Психологическая энциклопедия. – 2-е издание. – СПб.: Питер, 2003. – С. 308–309.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. – 2005. – № 6. – С. 13–29.
8. Киселева Н. Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 26 с.
9. Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Просвещение, 2014. – 42 с.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 312 с.
11. Маркова Т. В. Формирование естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 23 с.
12. Мичкова Ю. Д. Формирование лексико-семантических представлений о слове у учащихся начальных классов с недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 25 с.
13. Полозова О. В. Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 28 с.
14. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: влияние, развитие и реализация. – М., 2002. – 81 с.
15. Русецкая М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2009. – 45 с.
16. Строкова Т. А. Проблемы реализации компетентностного подхода в общем образовании // Педагогические инновации на современном этапе развития образования. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. – С. 180–188.
17. Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2005. – 397 с.
18. Филатова И. А. Компетентностный подход как методологическое основание исследования проблемы деонтологической подготовки педагогов-дефектологов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 12. – С. 36–44.
19. Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2010. – 45 с.
20. Dmitriev A. A. Formation of Social and Personal Competences among Handicapped Children // World Applied Sciences Journal (Education, Law, Economics, Language and Communication). – 2013. – № 27. – P. 74–78.