УДК: 
373.31.5+374
Пятков Александр Сергеевич
Аспирант кафедры педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, polosatiy_lis@mail.ru, Кокшетау, Казахстан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация: 
В статье описываются педагогические основы формирования демократической культуры в детских общественных организациях. Характеризуется процесс демократизации образования в современных условиях. Детская общественная организация рассматривается как структура, выступающая составной частью воспитательного пространства, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Деятельность в детской общественной организации по мере приобретения каждым ребенком опыта участия в общественной жизни способствует развитию многих личностных качеств (например, поиск самостоятельных оптимальных решений), определяющих в будущем социальную активность детей. Автором статьи определены критериальные оценки реализации личностного подхода в деятельности детской общественной организации, а также охарактеризованы роль и функции взрослых в детском объединении.
Ключевые слова: 
демократическая культура, демократическая педагогика, детское движение, личностно-ориентированный подход, социально-культурный потенциал
Библиографический список: 

1. Асмолов А. Г., Левит М. В. Культурная антропология вариативного образования [Электронный ресурс]. – URL: http://refdb.ru/look/2281454. html (дата обращения: 15.08.2015).
2. Детское движение: словарь-справочник / сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. – М., 2005. – 544 с.
3. Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России. – М.: Наука, 1998. – 463 с.
4. Лебедев Д. Н. Штрихи к портрету пионера 90-х годов и его организации. – Орел: ОИУУ, 1994. – 42 с.
5. Платонова С. М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности: дис. … канд. пед. наук. – СПб, 2004. – 218 c.
6. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности / сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. – М.: Комитет общественных связей, 2004. – 464 с.
7. Тесленко А. Н., Дмитриенко Е. А. Педагогика детского движения: теория и практика воспитательной работы. – Астана; Кокшетау: НИИ СПИ КУАМ; ОФ «Центр ювенологических исследований», 2014. – 272 с.
8. Трухачева Т. В., Кирпичник А. Г. Социокинетика: стратегия и тактика детского движения нового века. – М.: Сигналъ, 2002. – 512 с.
9. Участие детей в жизни школы, общества, государства: опыт и результаты: материалы для обсуждения // Научно-практическая конференция 30 марта – 2 апреля 2004 г., г. Торжок Тверской обл. / сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. – М., 2004. – 80 с.
10. Фрумин И. Д. Демократизация школы как основное направление ее обновления // Инновационное движение в российском школьном образовании. – М.: Парсифаль, 1997. – С. 97–122