УДК: 
378(73)+378(94)+37.0
Цигулева Олеся Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры перевода и переводоведения, Новосибирский государственный педагогический университет, oltsiguleva@yandex.ru, Новосибирск
Волкова Анна Андреевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, annadom@bk.ru, Новосибирск
Малкова Ирина Юрьевна
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления образованием, Томский государственный университет, malkovoi@yandex.ua, Томск

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА (НА ПРИМЕРЕ США И АВСТРАЛИИ)

Аннотация: 
Данная статья посвящена сравнительному анализу моделей высшего образования в контексте формирования человеческого капитала на примере таких стран, как США и Австралия. Исследуя данную проблему, авторы отмечают, что сегодня прогресс знания, а не экономические выгоды, является определяющим фактором конкурентоспособности любого государства. В статье подчеркивается, что одним из наиболее значимых участников процесса развития человеческого капитала является государство, оказывающее непосредственное воздействие на этот процесс путем разработки и реализации государственной социально-экономической политики. Так, например, отражением политики государственной власти по усилению роли образования в США явилось увеличение удельного веса федеральных государственных расходов в сфере образовательного сектора с конца 1990-х гг. В Австралии идея, что образование является сферой особой государственной важности, возникла еще в конце XIX в. и оформилась после Второй мировой войны. В системе образования Австралии большую роль сыграло создание системы технического обучения и программы помощи государства студентам университетов в стратегически важных областях.
Ключевые слова: 
глобализация, интеграция, образование, человеческий капитал, конкурентоспособность, территориальная мобильность, образовательные стандарты
Библиографический список: 

1. Алтунина В. В. Перспективы развития и сотрудничества России и стран Европейского Союза в области разработки совместных образовательных программ высшего профессионального образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – C. 519–524.
2. Волкова А. А. Традиции и инновации в развитии школьного образования Австралии. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. – 184 c.
3. Леонидова Г. В. Проблемы эффективности государственного управления. Человеческий капитал территорий: проблемы формирования и использования: монография. – Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2013. – 184 с.
4. Осипян А. Л. Экономический рост: образование как фактор производства. – Краматорск: КЭГИ, 2007. – 720 с.
5. Самородова Е. М. О приоритете развития сферы услуг в условиях постиндустриальной трансформации // Вестник ОрелГИЭТ. – 2007. – № 2. – С. 102–117.
6. Цигулева О. В. Роль образования в формировании человеческого капитала на современном этапе // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 2. – С. 19–23.
7. Президентское послание Барака Обамы конгрессу США от 26 января 2011 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rian.ru/ world/20110126/326380404.html (дата обращения: 03.02.2016).
8. The Condition of Education 2006 [Электронный ресурс] // National center for education statistics. – URL: http://nces.ed.gov/pubsearch/ pubsinfo.asppubid=2006071 (дата обращения: 28.01.2016).