Азизов Абдулатиф Абдухалимович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики её преподавания, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, azizovsher@bk.ru, Республика Таджикистан, г. Худжанд
Абдуллоева Адиба Усмоновна
Преподаватель кафедры технологии и методики её преподавания, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, a.abdullaeva.90@mail.ru, Худжанд
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОфЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА ШВЕЙНЫх ИЗДЕЛИЙ
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными понятиями компетенции и компетентностного подхода. Рассмотрено понятие «профессиональная компетентность» как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных знаний; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду.
Цель статьи – выявить уровни компетентности студентов по критериям оценки компетенции будущего дизайнера швейных изделий.
В процессе проведенного педагогического эксперимента мы определили уровни профессиональной подготовленности студентов специальности «Дизайн швейных изделий». В ходе эксперимента были использованы критерии оценки компетенций, формирующие профессиональную компетентность в области дизайна швейных изделий, выявлены личностные и базовые компоненты, формирующие профессиональные компетенции будущих дизайнеров. Эксперимент наглядно продемонстрировал, что основная масса студентов (60,6 %) обладают средними знаниями, навыками и умениями и это является своего рода сигналом для продолжения работы по формированию профессиональной компетентности студентов – будущих дизайнеров швейных изделий. К основным недостаткам мы отнесли отсутствие проектного мышления в области дизайна, низкую художественную подготовку и воображение. В заключении сделаны выводы о том, что критерии оценки профессиональных компетенций будущего дизайнера швейных изделий складываются из комплекса требований к специальным дисциплинам, гуманитарным, художественно-творческим практикам, профессионально значимым качествам и личным способностям.
Ключевые слова:
образовательное пространство, компетенция, дизайн, конкурентоспособность, специалист, профессиональная компетентность, процесс модернизации, профессиональные и личностные качества, профессиональная готовность
Библиографический список:
1. Андреев В. И. Педагогика: ученый курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 258 с.
2. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. –Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 381 c.
3. Кузьмина Н. В. Основы вузовской педагогики. – Ленинград, 1972. – 288 с.
4. Новиков А. М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2006. – 248 c.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1988. – 750 с.
6. Смородинова М. В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2013. – С. 16–18.
7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
8. Ушаков Д. И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 1. – М., 1935. – 284 с.
9. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 2. – С. 58–62.
10. Raven J. Competence in modern society – Its identification, development and release. – London: H. K. Lewis, 1984. – 251 p.