УДК: 
159.96
Биссинг Наталья Алексеевна
Аспирант, Кемеровский государственный университет, panu9393@mail.ru , Кемерово

ВЛИЯНИЕ ОЛЬФАКТОРНЫХ СТИМУЛОВ НА ЭМОЦИОНАЛьНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация: 
В статье отражена проблема регуляции эмоционального состояния у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Разбираются различные трудности, с которыми встречаются дети, родители и педагоги в образовательном и социально-культурном пространстве. Рассматривается диагностика, которая позволила сопоставить ольфакторные стимулы с эмоциональными реакциями ребенка. Цель статьи – изучить влияние ольфакторных стимулов на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста с ОВЗ. Методология. Исследование базируется на концепции зоны ближайшего развития Л. С. Выготского: индивидуально подобранные ольфакторные стимулы будут той самой небольшой помощью, которая является ключевой в концепции зоны ближайшего развития, ведь концепция формирования зоны ближайшего развития ориентирована не только на человеческий фактор, но и на предметы и условия, созданные человеком для развития ребенка. Психолого-педагогические условия, основанные на ольфакторных стимулах, в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ корректируют эмоциональное состояние ребенка в положительную сторону, при этом время на регуляцию эмоционального состояния значительно уменьшается. В заключении делаются выводы об успешности эксперимента, который доказывает, что эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ возможно положительно настроить с помощью индивидуально подобранных ольфакторных стимулов.
Ключевые слова: 
ольфакция, эмоциональное состояние, ольфакторные стимулы, индивидуальный подход, эмоции, психолого-педагогические условия
Библиографический список: 

1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Рюмина Т. В. Современные исследования в коррекционной психологии и педагогике. – Новосибирск: СИЦ НГПУ «Гаудеамус», 2013. – 169 с.
2. Баева Д. В., Волошина Т. В. Адаптивная функция эмоций у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 115–118.
3. Березина Т. Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базовых запахов // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 3. – С. 59–69.
4. Березина Т. Н. Обоняние и эмоции: монография. – М.: РИЦ МГГУ, 2009. – 245 с.
5. Выготский Л. С. Том 5. Основы дефектологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 353 с. – (Мир психологии)
6. Герасимова О. А. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2003. – 22 с.
7. Мальгина Л. Ф. Эмоциональная устойчивость как средство формирования интеллектуальных способностей личности: на материале исследования подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2009. – 23 с.
8. Могилина А. А. Особенности ольфакторного восприятия информации об иммуногенетическом статусе лиц раннего репродуктивного возраста: автореф. дис. ... канд. биол. наук. – Кемерово, 2013. – 19 с.
9. Пискун О. Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 15. – С. 188–200.
10. Harrison R. P., Knapp M. L. Toward and erstanding of nonverbal communication systems // Journal of communication. – 1972. – Vol. 22. – P. 339–352.