УДК: 
314+30
Чернова Мария Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, арт-терапевт, член ассоциации арт-терапевтов Флоренции C.R.E.T.E (центр европейских исследований в экспрессивной психологии), Институт возрастной физиологии РАО, mashacernova@mail.ru, Москва

ФЕНОМЕН ЭМИГРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация: 
В статье рассматривается феномен эмиграции как социально-психологическое явление, характеризующееся изменением привычной социокультурной среды; эмиграция и психологическая травма, проблемы личностной депривации и психосоматические расстройства, необходимость культурной интеграции, диалогическое взаимодействие и взаимопроникновение культур как наиболее эффективный способ существования субъектов и разных типов совместности в современном мире.
Ключевые слова: 
эмиграция, психологическая травма, социокультурная среда, диалог культур, диалогическое взаимодействие
Библиографический список: 

1. Баркова А. Эмигранты. Библиотека русской поэзии [Электронный ресурс]. – URL: http://libverse.ru/barkova/emigrantu.html (дата обращения: 22.12.2017). 2. Бунин И. По материалам издания: Бунин И. Миссия русской эмиграции [Речь, произнесенная в Париже 16 февраля 1924 г.] // Бунин И. Великий дурман. – М., 1997. – С. 126–138. – URL: zarubezhje.narod.ru/texts/chss_0076.htm (дата обращения: 20.04.2018).
3. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984–1985. – М., 1986. – С. 80–60.
4. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т. 5: Работы 1940–1960 гг. – С. 159–206.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания [анализ преодоления критических ситуаций]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
7. Котельникова А. В. Личностные корреляты посттравматического стресса (на материале выборки вынужденных переселенцев): дис. … канд. психол. наук. – М., 2009. – 154 с.
8. Козлова Н. Н. Сцены из частной жизни периода «застоя»: семейная переписка [Электронный ресурс] // Журнал социологии и социальной антропологии. – URL: www.jourssa.ru/ sites/all/files/volumes/1999_3/Kozlova_1999_3. pdf (дата обращения: 15.08.2017).
9. Методология психологии: проблемы и перспективы: учебное пособие. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 528 с.
10. Тыщенко В. П. Философия культуры диалога. Введение. – Новосибирск: Издательство Новосиб. ун-та, 1993. – 212 с.
11. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
12. Чернова М. Б. Социально-педагогические и психологические аспекты формирования духовности личности: диалог как основа духовной жизни: уч. пособие. – Гродно: Изд-во ГрГу, 1999. – 62 с.
13. Чернова М. Б. Проблемы духовности и свободы личности в современном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – С. 26–29. 14. Amorosa L. Alunni stranieri in Italia. – Firenze: Istituto degli Innocenti, 2012. – 45 p.
15. Bellone L. Psicologia dell’immigrazione. Abstract. – Roma, 2013. – 40 p.
16. Braca М.,Tarricone I., Chierzi F., Storbini V., Marcacci T., Berardi D. I disturbi mentali comuni nella popolazioni di migranti che afferiscono ai livelli primari di cure: l’esperinza del Bologna trancultural Psychiatric Team [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sipc.eu/share/pagine/53/ braca.pdf (дата обращения: 20.04.2018).
17. Collini A., Strozza S. Secondo rapporto sull’ integrazione degli emigrati in Italia. – Bologna:Il Mullino, 2011. – 55 p.
18. Cambi F. Incontro e dialogo. Prospettive della pedagogia interculturale. – Firenze: Carocci editore, 2012. – 130 p.
19. Cambi F. Intercultura.Fondamenti pedagogici. – Roma: Сarocci editore, 2001. – 120 p.
20. Chiardi A. Noi e loro. L’integrazione psicologica nell’ emigrazione. – Milano, 2009. – 125 р.
21. Сhernova M. IL dialogo e senso della vita // Le donne dell’ articolo 18. – Firenze: Marco Dell Bucchia Editore, 2009. – P. 30–102.
22. Demetrio D., Favaro G. Didattica interculturale. – Milano: Angeli, 2004. – 208 p.
23. Delibes M. Diario de un emigrante. – Editor: Austral, 2010. – 288 p.
24. Fontana L. La psicologia di comunita’ di fronte alla sfida dell’immigrazione: chiavi di lettura, metodi e strumenti di intervanto. – Tesi del dottorato Universita degli Studi di Torino, 2004. – 159 p. – URL: https://www.tesionline.it/default/ tesi.aspidt=27053 (дата обращения: 22.04.2018).
25. Grandi B. L’uso della forza nelle relazioni internazionali. – Giuffre’Editore, 2018. – 214 p.
26. Hill J., Gobbo F. La cultura della scuola e gruppi dei pari. Antropologia dell’educazione. Scuola, cultura, educazione nella societa’ multiculturale. – Milano: Unicopli, 1996. – 200 p.
27. Kosic А. Migranti: atteggiamenti e processi di integrazione. Nell’ambito di “Cultura,diversita ,immigrazione” [Электронный ресурс]. – URL: http://dip38.psi.uniroma1.it/web/30annipsicologia/ wp-content/uploads/2013/09/Ankica-Kosic.pdf (дата обращения: 18.04.2018).
28. Lo straniero nel diritto internazionale. – Giuffre’Editore, 2013. – 88 p.
29. Pedagogia interculturale. Problemie concetti. – Brescia: La Scuola, 1992. – 258 p.
30. Pizzi F. Educare al bene comune:linee della pedagogia interculturale. Milano: largo a Gemelli, 2006. – 340 p.
31. Santiel Pantzer Michal. Il disaggio psicologico di immigrazione. – Firenze, 2012. – 45 p.