УДК: 
316.6+373
Чванова Любовь Владимировна
Заместитель начальника, департамент образования и науки по вопросам муниципальной образовательной политики, содержания общего и дополнительного образования Кемеровской области, lubach@mail.ru, Кемерово
Касаткина Наталья Эмильевна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, Кемеровский государственный университет, kasatkina@kemsu.ru, Кемерово
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных и валеологии, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, Кемерово
Красношлыкова Ольга Геннадьевна
Доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, ipk@kuz-edu.ru, Кемерово

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛьНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РЕГИОНА

Аннотация: 
Целью публикуемой статьи является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка структурно-функциональных составляющих социальной адаптации обучающихся в образовательной структуре региона. С опорой на общеизвестные педагогические и психолого-физиологические представления в области изучения социальной адаптации и развития школьников указывается на необходимость применения таких педагогических технологий и средств, которые способствуют повышению социально-психологических, педагогических и физиологических адаптивно-ресурсных возможностей обучающихся. Методология: концепция социально-психологической и физиологической адаптации обучающихся (Р. М. Баевский, И. И. Брехман, А. М. Вейн, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Н. Э. Касаткина, Н. А. Литвинова, Ф. З. Меерсон, А. И. Федоров); внедрение педагогических технологий в образовательный процесс обучающихся (М. М. Безруких, Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Т. Н. Семенкова, Н. К. Смирнов). Основные результаты: в статье предложена схема структурно-функционального подхода к социальной адаптации школьников, показаны составляющие социальной адаптации обучающихся; обоснована необходимость организации службы психолого-педагогической и социальной помощи в общеобразовательной организации. В заключении описаны образовательные и социальные цели и задачи образования, обусловленные необходимостью психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в организациях образования.
Ключевые слова: 
социальная адаптация, здоровье, социальное развитие, психологическая устойчивость, коммуникативный потенциал, морально-нормативные ценности социализации, обучающиеся
Библиографический список: 

1. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 85–90.
2. Артемов Е. Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. – М.: Наука, 1970. – 24 с.
3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
4. Галынская Е. Н. Формирование основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис…. канд. пед. наук. – Кемерово, 2015. – 22 с.
5. Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
6. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. – М.: Дело, 2002. – 568 с.
7. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / под науч. ред. Э. М. Казина; ред. кол. Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова [и др.]. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 347 с.
8. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. – М.: Омега-Л, 2013. – 443 с.
9. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. и др. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2014. – 575 с.
10. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: учеб. пособие. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Омега-Л, 2016. – 443 с.
11. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пособие. – М.: Владос, 2000. – 189 с.
12. Казначеев В. П. Современные аспекты. – Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.
13. Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. – Саратов, 2000. – 31 с.
14. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван, 1988. – 262 с.
15. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: Субъектный подход. – СПб., 2001. – 340 с.
16. Шинкаренко А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни // Вестник КемГУ. – 2015. – Т. 1,№ 1. – С. 132–137. 17. Bernadette M., Melnyk Ph. D. et al. Promoting Healthy Lifestyles in High School Adolescents // American journal of Preventive Medicine. – 2013. – Vol. 45, iss. 4. – P. 407–415.
18. Bronfenbrenner U., Evans G. W. Developmental science in the 21st century: Emerging questions, theoretical models, research designs and empirical findings // Social Development. – N. Y., 2009. – P. 115–125.
19. McGough J. J., McCracken J. T. Adult. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Moving Beyond DSM-IV // Am. J. Psychiatry. – 2006. – Vol. 163 (10). – P. 1673–1675.