УДК: 
159.96+159.9.07
Дмитриев Алексей Андреевич
Доктор педагогических наук, профессор, факультет специальной педагогики и психологии, Московский государственный областной университет, aa.dmitriev@mgou.ru, Москва
Верхотурова Наталья Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии института социально-гуманитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, verhotyrovs@mail.ru, Красноярск

ЭМОЦИОНАЛьНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация: 
В статье представлен социально-психологический анализ проблемы изучения эмоционального реагирования, его структуры и феноменологической сущности. Раскрывается содержание механизма эмоционального реагирования как многоуровневой и многокомпонентной системы через описание основных его структурных компонентов, сущностных характеристик и функций. Анализируются научные подходы отечественных и зарубежных авторов как к пониманию феноменологической природы эмоционального реагирования, выявлению его сущностных характеристик и многообразия функций, так и научно-методологические разработки к определению структурно-иерархической организации и систематики изучаемого явления. Представлено авторское решение в определении ключевых характеристик эмоционального реагирования и раскрыто их содержание. На основании анализа существующих научных подходов обосновывается необходимость в разработке комплексных исследований, посвящённых целостному многомерному изучению всех его структурных компонентов и характеристик уровневой организации. Освещаются проблемы и перспективы исследования в рассматриваемой области.
Ключевые слова: 
эмоциональное реагирование, эмоциональные реакции, компоненты эмоционального реагирования, характеристики эмоционального реагирования, многоуровневая система эмоциональной регуляции поведения
Библиографический список: 

1. Агавелян М. Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: автореф. дис. … канд. психол. наук. –Екатеринбург, 1998. − 19 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 364 с.
3. Булгаков А. В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях // Вестник РГГУ: научно-практическое издание. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2015. – № 10 (153). – С. 37–59.
4. Васильев И. А., Виноградов Ю. Е., Виноградова А. А. и др. Эмоции и интеллект // Искусственный интеллект и психология. – М.: Наука, 1976. – С. 133–227.
5. Василюк Ф. Е. Фрустрация // Психология состояний: хрестоматия / под ред. А. О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 432–435.
6. Верхотурова Н. Ю. К проблеме определения структуры и механизмов эмоционального реагирования // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 5. – С. 150–154.
7. Верхотурова Н. Ю. Комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 4 (43), Т. 2. – С. 142–146.
8. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: хрестоматия. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1984. – С. 3–28.
9. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. – 1958. – № 3. – С. 125–134.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология (Психология: Классические труды) / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика–Пресс, 1999. – 536 с.
11. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
12. Дмитриев А. А., Ковылова Е. В. Оценка эффективности психокоррекционной технологии коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 5. – С. 242–250.
13. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
14. Изард К. Э. Эмоции человека. – М.: Издво МГУ, 1980. – 440 с.
15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
16. Кошелёва А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 176 с.
17. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
18. Лабунская В. А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
19. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с.
20. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. – М.: МГУ, 1971. – 40 с.
21. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1973. – 504 с.
22. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – С. 179−223.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
24. Селезнёв В. Н., Шульга Т. И. Эмоциональные компетенции успешности профессиональной деятельности руководителя // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2015. – № 3. – С. 47–59.
25. Симонов П. В. Отражательно-оценочная функция эмоций // Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 224–228.
26. Смирнов В. М., Трохачёв А. И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции / под ред. В. С. Дерябина. – Л.: Л.-универ-т, 1974. – 345 с.
27. Тихомиров О. К. Эмоции в структуре мыслительной деятельности // Тезисы докладов к XX международному психологическому конгрессу. – М.: Наука, 1972. – С. 183–186.
28. Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 464 с.
29. Harris P. L. Children and emotion // The Development of Psychological understanding. – Oxford, England: Basil Blackweii, 1989. – P. 25–117.
30. Sroufe L. A. Emotional development: The organization of emotional life in early years. – Cambridge, England: Cambridge University Press, 1996.