УДК: 
159.922.8+159.9
Маст Светлана Викторовна
психолог, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", svetlanamast@mail.ru, Нижневартовск

ЛИЧНОСТНЫЕ КОПИНГ-РЕСУРСЫ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗАМЕЩАЮЩИХ И КРОВНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация: 
Среди многообразия направлений исследований копинг-поведения выделен единый модуль утверждения того, что совладание – динамический процесс, который определяется характеристиками ситуаций, определенных прежде всего личностными особенностями субъекта. В статье рассмотрены актуальные вопросы теории копинг-поведения, связанные с исследованием копинг-ресурсов подростков, проживающих в замещающих и кровных семьях. Обозначены важные личностные копинг-ресурсы: уровень тревожности, самооценка, мотивация достижения успеха, эмпатия. Теоретические положения копинг-ресурсов репрезентированы в результатах исследования личностных копинг-ресурсов подростков, проживающих в замещающих и кровных семьях. Выявлены факторы, повышающие риск аддиктивного поведения подростков: низкая функциональная активность таких личностных копинг-ресурсов, как низкий уровень самооценки, эмпатии, мотивации к достижению успеха, высокий уровень тревожности. Теоретико-практические материалы позволяют определить аспекты профилактики аддиктивного поведения подростков, актуализировать формирование блока продуктивных копинг-ресурсов, способствующих конструктивной адаптации и социальной интеграции подростков.
Ключевые слова: 
копинг-теория, копинг-ресурсы, аддиктивное поведение, подростки, проживающие в замещающих и кровных семьях, профилактика аддиктивного поведения
Библиографический список: 

1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978. – № 2–4. – С. 24–28.
2. Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – С. 126–129.
3. Иванов М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2004. – С. 21.
4. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д, 1986. – 195 с.
5. Мухина B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2000. – 453 с. 6. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
7. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
8. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2004. – 416 с.
9. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984. – 256 с.
10. Симатова О. Б. Первичная психологопедагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы: дис. … д-ра психол. наук. – Иркутск, 2008. – С. 59.
11. Сирота H. A., Ялтонский В. М. Копингповедение как проблема наркологии // Вопросы наркологии. – 1996. – № 1. – С. 76–80.
12. Сирота H. A., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
13. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 5. – С. 59–69.
14. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and Emotion // Stress and Coping: an anthology. – New York: Columbia University Press, 1991. – P. 207–227.
15. Lasarus R. S., Folkman S. The Concept of Coping // Stress and Coping: an anthology. – New York: Columbia University Press, 1991. – P. 189–206.
16. Lazarus R. S. Psychological-stress-and coping-process. – New York: McGraw Hill, 1966. – Р. 143–152.