УДК: 
378
Ведерникова Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Тюменский государственный университет, wedernikowa@mail.ru, Ишим
Еланцева Светлана Александровна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Тюменский государственный университет, igpi_esa@mail.ru, Ишим
Поворознюк Ольга Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, olgi-ya@mail.ru, Ишим

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема моделирования процесса практико- ориентированной подготовки, основанного на системообразующих процессах развития и саморазвития субъектной профессионально-личностной позиции педагога в со-бытии. Цель статьи – выявить и обосновать модель практико-ориентированной подготовки педагога в вузе. Методология. Исследование проводилось на основе реализации модели практико-ориентированной подготовки как со-бытийного процесса развития и саморазвития студента и преподавателя. Представленная модель предполагает организацию преподавателем на занятиях трех пространств: ценностно-когнитивного, деятельностно-творческого и рефлексивно-ценностного, как со-бытийно построенных. Результатом реализации модели и организации образовательных пространств, как со-бытийно построенных, выступает формирование у бакалавров (и, в том числе, совершенствование у преподавателя) субъектно-профессионально-личностной позиции. Авторы считают, что субъектно-профессионально-личностная позиция – это интегральная характеристика, включающая совокупность когнитивных (со-знание), эмоциональных (со-переживание) и поведенческих (со-действие) отношений к миру, профессионально-педагогической действительности, к себе как к профессионалу и личности. При построении образовательных пространств как педагогических со-бытий, содержанием которых выступают профессионально-педагогические задания (кейсы), которые дифференцируются в соответствии со структурными компонентами субъектно-профессионально-личностной позиции педагога. Способы наполнения «со-знания» – созерцание, сосредоточение, соотнесение, соизмерение, сопоставление, сомнение; способы формирования «со-переживания» – соучастие, сопереживание, сочувствие, сострадание; способы конструирования «со-действия» – созидание, сотрудничество, содействие, сопротивление, соперничество. Основными процедурными действиями организации преподавателем трех образовательных пространств, как со-бытийно построенных, выступают проектирование, коммуникация, понимание и рефлексия. Разработанная модель практико-ориентированной подготовки педагога реализована в рамках экспериментального исследования в учебном модуле «Профессионально-педагогические задачи». В заключении делается вывод о том, что реализация модели практико-ориентированной подготовки педагога осуществляется за счет сочетания разных форм организации обучения: индивидуальной, групповой, коллективной, а также комплексного применения интерактивных педагогических технологий.
Ключевые слова: 
практико-ориентированная подготовка педагога, событийный подход, со-знание, со-действие, со-переживание, субъектная профессионально-личностная позиция
Библиографический список: 

1. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. – СПб.: Алетейа, 2002. – 512 с.
2. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе. – М.: АПКиППРО, 2005. – 120 с.
3. Борытко Н. М., Михайлова О. А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография. – Волгоград: ВГИПКРО, 2002. – 131 с.
4. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов, студентов // Наука и школа. – 2010. – № 5. – С. 20–24.
5. Ведерникова Л. В. Профессионально-личностное развитие будущего педагога // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 10. – С. 39–42. 6. Ведерникова Л. В., Бырдина О. Г., Поворознюк О. А. Профессионально-педагогические задачи и способы их решения. Часть 2: практикум. – Ишим, 2015. – 144 с.
7. Ведерникова Л. В., Еланцева С. А., Поворознюк О. А. Практико-ориентированная подготовка педагога сельской школы с учетом региональной специфики // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 1. – С. 68–77.
8. Ведерникова Л. В., Еланцева С. А., Поворознюк О. А. Профессионально-педагогическая готовность будущих учителей физической культуры к инклюзивному образованию // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 12–14.
9. Ведерникова Л. В., Еланцева С. А., Поворознюк О. А. Становление профессиональноличностной позиции педагога как творческого профессионала в условиях модернизации образования // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 1. – С. 51–59.
10. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6. – С. 102–105.
11. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А. Инновационный научно-образовательный центр подготовки современного педагога как творческого профессионала // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 2. – С. 118–122.
12. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А. Роль инновационных структур в воспитании педагога как компетентного профессионала // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 4 (24). – С. 19–24.
13. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Еланцева С. А. Развитие исследовательской деятельности педагогов сельских школ // Человек и образование. – 2018. – № 1 (54). – С. 129–134.
14. Еремеева О. А. Развитие субъектности личности студентов в условиях деятельностного образовательного пространства вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2008. – 24 с.
15. Каверина Е. А. Создание событий: гуманитарные технологии в корпоративных коммуникациях.– СПб.: Книжный дом, 2008.– 168 с.
16. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. – 2014. – Том 19, № 3. – С. 41–57.
17. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: МПСИ: МОДЭК, 2011. – 400 с.
18. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
19. Поворознюк О. А. Практико-ориентированная подготовка педагога в процессе организации групповой работы // Ершовские чтения: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. – Ишим, 2017. – С. 45–48.
20. Сергеева В. П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. – М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 96 с.
21. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной; научный редактор серии Н. Б. Крылова. – Выпуск 1 (43). – 2010. – 157 с.
22. Солянкина Л. Е. Проектирование и реализация модели развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektirovaniei-realizatsiya-modeli-raz... (дата обращения: 27.12.2017).
23. Федеральная целевая программа развития образования в РФ на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]. – URL:http://government.ru/ docs/18268/ (дата обращения: 29.04.2018).
24. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
25. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2. htm (дата обращения: 02.05.2018).
26. Fauconnier G. Mental Spaces. – Cambridge University Press, 1994. – 190 p.
27. Peverelli P. J. Cognitive Space (A Social Cognitive Approach to Sino-Western Cooperation). – Delft: Eduron, 2000. – 181 p.