Куприянов Борис Викторович
Доктор педагогических наук, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики, Московский городской педагогический университет, boriskuprianoff2012@yandex.ru, Москва
Аннотация:
Введение. В отечественной практике воспитания роль поворотного момента сыграли
60-е гг. ХХ в., именно с этого времени в лексикон миллионов российских педагогов вошли понятия «коллективно-творческое дело», «вечерний огонек», «школа комсомольского актива» и т. п. Именно в это время возникла символическая культурная практика воспитания и организации летнего отдыха детей, отражающая романтизм оттепели в СССР. Именно эта традиция столкнулась на рубеже ХХ и ХХI вв. с реалиями рыночных отношений, обнаружив ряд ценностных противоречий, поставив на повестку дня вопрос о возможности использования коммунарской педагогики в настоящее время.
Материалы и методы. Основания для исторической реконструкции обнаруживаются в диссертационных исследованиях практики ВПЛ – ВДЦ «Орленок», в научных, методических и мемуарных текстах активных участников социально-педагогического проекта 60-х гг. ХХ в., в источниках личного происхождения: воспоминания, письма, дневники. Для описания активного поиска новых вариантов работы с детьми во Всероссийском пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» 1962–1966 гг. применялся метод историко-педагогической реконструкции.
Результаты исследования. Характерными чертами культурной практики Всероссийского пионерского лагеря «Орленок» 1962–1966 гг. являлись: реализация в детско-взрослом сообществе гуманистических отношений, особые отношения сотрудничества, основанные на доброжелательности, откровенности, поддержке, демократии и новой культуре диалога, самоценность оригинальности, импровизации, инициативы, творчества, общественная самоорганизация обогатилась установленными технологическими процедурами и регламентами (коллективными процедурами целеполагания, планирования, подготовки и т. д., вечернего огонька как технологического узла).
Обсуждение и заключение. Научная новизна и теоретическая значимость статьи заключаются в детализации представлений о коммунарском проекте Всероссийкого пионерского лагеря «Орленок» 1962–1966 гг. как варианте нетоталитарного воспитания, социальном эксперименте по формированию «острова» будущего общества внутри современности, реализованной социально-педагогической утопии, давшей импульс значительному числу социальных, культурных и социально-педагогических явлений.
Ключевые слова:
загородный детский лагерь, история образования в СССР, демократические и гуманистические практики воспитания
Библиографический список:
1. Балашкова Л. А. Истины ради... // Ориентир. – 2011. – No 1. – С. 34–39.
2. Бураков Ю. В. Система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря: на опыте Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1980. – 19 с.
3. Гусев Б. Б. Всероссийский детский центр «Орленок» как педагогический феномен второй половины ХХ века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 1999. – 23 с.
4. Куприянов Б. В. Загородный детский лагерь в исторической ретроспективе // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2018. – No 1 (43). – С. 86–97.
5. Куприянов Б. В. Вариативность социального воспитания школьников: монография. – Кострома: Костромской госуниверситет им. Н. А. Некрасова, 2009. – 260 с.
6. Мудрик А. В. Три года, породившие легенду // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / под общ. ред. Т. А. Ромм, Т. Т. Щелиной. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 147–154.
7. Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е): [коллективная монография] / Школа актуальных гуманитарных исслед. РАНХиГС при Президенте РФ; [ред. и сост.: И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов]. – М.: Новое лит. обозрение, 2015. – 715 с.
8. Панченко С. И. День за днем в жизни вожатого: в помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере / Всероссийский детский центр «Орленок». – М.: Шк. технологии: Народное образование,
2008. – 348 с.
9. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания учебное пособие / под общ. ред. Е. В. Бондаревской. – М.; Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель»,
1999. – 560 с.
10. Поляков С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 176 с.
11. Федотова Ю. А. Воспоминания вожатых и старшеклассников, участников Всесоюзного сбора комсомольцев-школьников в «Орленке» в 1963 г., записанные в 2013 г. – Краснодар: ВДЦ «Орленок», 2015 – 32с.