УДК: 
37.0+373.3/.5+78
Смирнова Ирина Эдуардовна
Кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии, Московский городской педагогический университет, SmirnovaIE@mgpu.ru, Москва

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Аннотация: 
Введение. В педагогической теории и практике находят свое отражение актуальные тенденции и акценты в понимании проблем развития личности и общества. Так, одним из ведущих направлений исследований становятся проблемы вхождения личности в современный социум, т. е. проблемы социализации. В связи с этим большое внимание уделяется так называемому средовому подходу, при котором акцент падает на исследование разнообразных факторов и условий среды, в которой протекает жизнь формирующейся личности. В контексте данного подхода любые занятия ребенка (в том числе и занятия музыкой) рассматриваются как фактор его социализации. Как известно, для социализации определяющее значение имеет среда – ее предметные, пространственные, темпоральные, коммуникативные и прочие характеристики. Все эти характеристики объединены тем, что называют повседневностью. Цель статьи – обосновать возможность реконструкции повседневности учащихся музыкальных школ путем анализа высказываний на интернет-форумах. Материалы и методы. Использовались интеграционный, средовой, деятельностный и компетентностный подходы; аналитико-синтетические методы, метод сравнительного анализа, метод контент-анализа. Результаты исследования. Представлены результаты анализа высказываний участников интернет-форумов о периоде обучения в музыкальной школе; выделены основные области таких воспоминаний; дана характеристика отношений к обучению в музыкальной школе и к воспоминаниям о занятиях, педагогах, товарищах; охарактеризованы выявленные особенности повседневности учащихся музыкальных школ второй половины XX в. Обсуждение и заключение. В осуществленном пилотном исследовании удалось зафиксировать глубокое эмоциональное переживание участниками форумов периода обучения в музыкальной школе во всех особенностях его повседневности. Это составляет научную новизну и теоретическую значимость статьи. Практическая значимость заключается в том, что в ходе исследования в повседневности учащихся музыкальных школ были выделены и охарактеризованы наиболее выраженные области воспоминаний, которые станут «точками опоры» при интервьюировании респондентов на дальнейших этапах исследования с целью реконструкции повседневности школьников, обучавшихся в музыкальной школе.
Ключевые слова: 
социально-педагогическая реконструкция повседневности, музыкальная школа, высказывание, воспоминание
Библиографический список: 

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.
2. Бочарова Т. А. Интернет-форумы как социально-культурный феномен: проблема конструирования виртуальной реальности: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2015. – 24 с.
3. Капкан М. В. Культура повседневности: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 110 с.
4. Куприянов Б. В., Петерсон Л. А. Реконструкция занятий детей дополнительным образованием на основе опроса студентов вузов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014. – No 1. – С. 47–55.
5. Куприянов Б. В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян: по результатам социологических исследований родителей, обучающихся // Социологические исследования. –
2015. – No 11. – С. 156–160.
6. Семенов Н. Б. Повседневность как элемент социальной реальности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – М., 2006. – 23 с.
7. Смирнова И. Э. Возможности внеурочной деятельности для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы // Современное образование в стране: состояние, проблемы, перспективы развития: Мат-лы городского межвузовского круглого стола. – М.: Экон-Информ, 2017. – С. 30–33.
8. Смирнова И. Э. Социально-педагогическая диагностика духовной культуры школьника: методическое пособие для студентов педагогических вузов, социальных педагогов, учителей, воспитателей, классных руководителей. – М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2004. – 46 с.
9. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. –
1988. – No 2. – С. 23–34.