УДК: 
371+373.3/.5
Харченко Светлана Альбертовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, sv1707@bk.ru, Иркутск

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье актуализирована и обоснована необходимость решения проблемы формирования культуры сотрудничества обучающихся как комплексной личностной характеристики, определяющей качество взаимодействия современного человека с окружающими. Важнейшей составляющей культуры сотрудничества, по мнению автора, является умение составлять общность с участниками совместной деятельности. В этой связи целью статьи выступает теоретическое обоснование и оценка возможностей формирования у студентов вуза умения составлять общность с субъектами совместной деятельности посредством кластерного взаимодействия. Методология. Исследование проводилось на основе реализации кластерного подхода в образовании (Е. А. Афонина, О. В. Буреш, Т. Г. Давыденко, Е. А. Жиляков, Д. В. Смирнов, А. В. Смирнов, Т. И. Шамова и др.), а именно внедрения в образовательный процесс вуза продуктивного взаимодействия, предполагающего включение участников кластера в процесс совместной деятельности, направленный на создание социально значимого продукта. Следствием актуализации потенциала кластерного взаимодействия является согласованность действий всех его субъектов и формирование у бакалавров умения составлять общность с субъектами совместной деятельности. Формирующий этап исследования был реализован в рамках курса по выбору «Педагогические основы кластерного взаимодействия». В заключении делается вывод о том, что использование кластерного взаимодействия в рамках данного исследования позволило в полной мере реализовать педагогический потенциал идей сотрудничества, что привело к повышению уровня сформированности культуры сотрудничества обучающихся.
Ключевые слова: 
сотрудничество, культура сотрудничества, общность, совместная деятельность, цели взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, групповая согласованность, кластерное взаимодействие
Библиографический список: 

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
3. Афонина Е. А. Формирование образовательных кластеров как фактор повышения конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук. – Нижний Новгород, 2008. – 177 с.
4. Буреш О. В. Формирование образовательно-научно-производственных кластеров как стратегия повышения конкурентоспособности региона // Высшее образование в России. –
2009. – No 3. – С. 120–125.
5. Давыденко Т. Г. О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций // Высшее образование в России. – 2008. – No 7. – С. 69–72.
6. Загора И. П. Организационно-методическое обеспечение формирования кластера образовательных услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. – Красноярск, 2016. – 24 с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
8. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат,
1988. – 319 с.
9. Мишенева А. П. Учебное сотрудничество студентов колледжа в условиях внедрения [Электронный ресурс] // Евразийский научный журнал. – 2016. – No 2. – URL: http://journalpro. ru/archive/evraziyskiy-zhurnal-2-2016/ (дата обращения: 17.06.2018).
10. Острякова С. В., Майкут И. А., Свинаренко В. Г. Педагогическое сотрудничество и поддержка в работе тренера по плаванию [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. – 2017. – No 3. – URL: http:// psychology.snauka.ru/2017/03/7953 (дата обращения: 11.06.2018).
11. Роузен Э. Культура сотрудничества. – М.: ЭКОМ, 2009. – 336 с.
12. Сидорович В. Б. Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2017. – No 7. – С. 473–477. – URL: https://moluch.ru/archive/141/39754/ (дата обращения: 09.06.2018).
13. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 102 с.
14. Смирнов Д. В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Шуя,
2012. – 50 с.
15. Федотова Е. Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Хабаровск, 1998. – 39 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 22.06.2012).
17. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Психотерапия, 2009. – 544 с.
18. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 240 с.
19. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990. – 272 с.
20. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: материалы Х Международ. образоват. форума. – Белгород, 2006. – Ч. 1. – С. 24–29.
21. Шишарина Н. В. К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – No 1. – С. 29–37.
22. Porter M. On Competition: Clusters and Competition: New Agendas for Companies, Government, and Institutions. – Boston: Harvard Business School Press, 2008. – 544 p.
23. Kharchenko S. A., Golubchikova M. G ., Nikitina E. A., Fedotova E.L., Garashchenko L. V. Culture of students’ cooperation at university: essential analysis // Lecture Notes in Management Science. – 2018. – V. 91. – P. 56–62.