УДК: 
378+373.3/.5
Бурмистрова Марина Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, mnburmistrova@ramble.ru, Саратов
Гущина Ирина Николаевна
Без ученой степени, Аспирант кафедры методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, guschinain@mail.ru, Саратовск

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТА КАК ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО САМОРАЗВИТИЯ В БУДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация: 
В статье рассматриваются педагогическая рефлексия, способствующая благоприятному изменению самооценки профессиональных знаний и компетенций, а также профессионально важных качеств, ценностных ориентаций и универсальных качеств личности, и неотъемлемая аналитическая способность педагога, механизм непрерывного профессионального саморазвития. Цель статьи – обосновать необходимость формирования у студентов опыта педагогической рефлексии в целях их осознанного профессионального саморазвития и раскрыть пути и способы осуществления этого процесса в курсе педагогических дисциплин и практик. Анализ литературных источников показывает необходимость развития у студентов способности к объективной самооценке и самоанализу, позволяющим соотносить требования педагогической профессии со своими знаниями, способностями и возможностями, воспитывать критическое отношение к себе как будущему педагогу, прогнозировать на этой основе «точки роста» в профессиональной деятельности. Проблема самооценки и самоанализа характеризуется рядом условий, таких как стремление к профессиональному самопознанию, его повышению и развитию профессионального интереса. Показаны существующие в науке подходы в понимании, для развития объективного рефлексивного анализа, дополняющие друг друга групповой рефлексией, через взаимоанализ и взаимоценку. Процесс профессиональной рефлексии является неотъемлемой частью самопознания и профессионального саморазвития будущих педагогов.
Ключевые слова: 
рефлексия, педагогическая рефлексия, опыт, профессиональное образование, саморазвитие, самоанализ, профессиональное самоопределение, профессиональное саморазвитие
Библиографический список: 

1. Александрова Е. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2013. – No 2 (28). – С. 59–63.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс, кн. 1. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. – 318 с.
3. Барсукова А. Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества: монография. – М.: Издательство АСВ, 2009. – 168 с.
4. Власова Е. А. История становления проблемы процесса саморазвития. – М.: Фолио, 2007. – 232 с.
5. Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология: монография. – М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2005. – 672 с.
7. Гашенко С. А. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – No 6. – С. 53–55.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 480 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – M.: Логос, 2000. – 384 с.
10. Крылова Н. Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
11. Маркова О. И. Профессиональное саморазвитие педагога. – Киев: Вища школа, 2007. – 172 с.
12. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.
13. Сафронова Е. М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: монография. – Волгоград: Перемена, 2004. – 334 с.
14. Сериков В. В. Формирование у учащихся готовности к труду. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
15. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
16. Higgs J. Practice-based education pedagogy: Situated, capability-development, relationship practice(s) [Электронный ресурс] // Practice-Based Education Perspectives and Strategies. – URL: https://www.sensepublishers. com/media/1432practice-based-education.pdf (дата обращения: 10.10.2016)