УДК: 
378+374
Гречушкина Нина Владимировна
Без ученой степени, Старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий, язанский институт (филиал) Московского политехнического университета, grechushkinanv@gmail.com, Рязань

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
Введение. Актуальность изучения моделей применения массовых открытых онлайн-курсов в образовательном процессе в вузе обусловлена их активным внедрением в систему высшего образования в России и возможностями использования для реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Выбор оптимальной модели их применения представляет большой исследовательский интерес и определяет цель данного исследования. Материалы и методы. Применялись аналитико-синтетические методы при работе с отечественной и зарубежной научно-педагогической литературой по проблеме исследования; в опытно-экспериментальной части исследования использовались анкетирование, моделирование, изучение, сопоставление и оценка образовательных результатов испытуемых и результатов их анкетирования. Результаты исследования. На основе анализа научно-педагогической литературы и опыта применения массовых открытых онлайн-курсов автором разработана классификация моделей применения массовых открытых онлайнкурсов как компонента образовательного процесса высшей школы. В статье приведено описание моделей и результаты их апробации в образовательном процессе в вузе. Обсуждение и заключение. По результатам апробации сделан вывод о целесообразности использования модели расширения и модели встраивания в образовательном процессе вуза. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его материалы для совершенствования организации учебного процесса с использованием средств электронного обучения. Статья может представлять интерес для педагогов и исследователей в области применения массовых открытых онлайн-курсов в образовании.
Ключевые слова: 
онлайн-курс, массовый открытый онлайн-курс, МООК, интеграция, модели интеграции, высшее образование
Библиографический список: 

1. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса // Открытое и дистанционное образование: журнал. – 2015. – Т. 2, No 43. – С. 12–19.
2. Коган М. С., Уайндстейн Е. В. Альтернативы массовым открытым он-лайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2017. – Т. 6, No 20. – С. 19–28.
3. Можаева Г. В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. – 2015. – T. 2, No 58. – С. 56–65.
4. Семенова Т. В., Вилкова К. А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – Т 21, No 6 (112). – С. 114–126.
5. Современные проблемы информатизации образования: монография / рук. авторского коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. наук, проф. М. П. Лапчик. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – 404 с.
6. Третьяков В. С., Ларионова В. А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. – 2016. – No 7 (203). – С. 55–66.
7. Admiraal W., Huisman B., Pilli O. Assessment in massive open online courses // The Electronic Journal of e-Learning. – 2015. – Vol. 13, iss. 4. – P. 207–216.
8. Billington P. J., Fronmueller M. P. MOOCs and the future of higher education // Journal of Higher Education Theory and Practice. – 2013. – Vol. 13, iss. 3. – P. 36–42.
9. Israel M. J. Effectiveness of Integrating MOOCs in Traditional Classrooms for Undergraduate Students // The International Review of Research in Open and Distance Learning. – 2015. – Vol. 16, iss. 5. – P. 133–160.
10. Toven-Lindsey B., Rhoads R. A., Lozano J. B. Virtually unlimited classrooms: pedagogical practices in Massive Open Online Courses // The Internet and Higher Education. – 2015. – Vol. 24. – P. 1–12.
11. Zhang J. Can MOOCs be interesting to students? An experimental investigation from regulatory focus perspective // Computers & Education. – 2016. – Vol. 95. – P. 340–351.