УДК: 
355/359+378+811
Гуляева Наталья Андреевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Новосибирское высшее военное командное училище, natalia_gu@bk.ru, Новосибирск
Проценко Ольга Николаевна
Без ученой степени, Преподаватель кафедры иностранных языков, Новосибирское высшее военное командное училище, olga_n1@ngs.ru, Новосибирск

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЕННОГО ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация: 
В связи с развитием современного информационного общества и изменением научной парадигмы к будущим специалистам предъявляются новые требования. Реагируя на требования общества, методика преподавания иностранных языков (ИЯ) требует все более эффективных путей обучения и внесения корректив в содержание обучения, что позволит будущим специалистам реализовать себя в обществе. В связи с отсутствием единого подхода к содержанию обучения ИЯ в военном вузе наблюдается недостаточный уровень готовности выпускников к межкультурному диалогу и решению профессиональных задач. Данное противоречие обусловило актуальность статьи. Цель статьи: 1) обобщить практический опыт внедрения в процесс обучения ИЯ в военном вузе элементов профессионального военного лингвострановедения (ЭПВЛC); 2) на основе этого опыта обосновать выделение в методике преподавания нового термина «профессиональное военное лингвострановедение» (ПВЛC) в условиях лингвострановедческого и синергетического подходов. Материалы и методы. Методологической и теоретической основой исследования являются анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых по лингвострановедению, языкознанию и межкультурной коммуникации. Результаты исследования. В процессе исследования выделен термин «профессиональное военное лингвострановедение», дано обоснование для его закрепления в методике преподавания ИЯ в соответствии с профилем вуза; в условиях лингвострановедческого и синергетического подходов разработаны материалы по ПВЛС; внедрены на междисциплинарном уровне в практику преподавания ИЯ ЭПВЛС. В совокупности с теоретическими разработками эти материалы представляют собой модель ПВЛС. Обсуждение и заключение. Научная новизна и теоретическая значимость статьи заключаются в выделении термина «профессиональное военное лингвострановедение»; исследовании и подготовке материалов ПВЛС в условиях лингвострановедческого и синергетического подходов. Практическая значимость статьи состоит в разработке модели ПВЛС в военном командном вузе, способную к самоорганизации (расширению, свертыванию, коррекции); подготовке серии материалов по ПВЛС и системном внедрении его элементов на междисциплинарном уровне для организации процесса обучения ИЯ в военном командном вузе. Статья может быть полезна преподавателям ИЯ вузов, а также специалистам, работающим над решением идентичных проблем в других образовательных направлениях.
Ключевые слова: 
иностранный язык, лингвострановедение, профессиональное военное лингвострановедение, элементы профессионального военного лингвострановедения, устные военные команды.
Библиографический список: 

1. Акинин И. А. Веб-квест как форма проявления синергетического подхода в классическом образовательном процессе // Общество: философия, история, культура. – 2017. – No 9. – С. 35–38.
2. Вардзелашвили Ж. А., Певная Н. П. Синергетическая составляющая методики преподавания иностранных языков // Acta Linguistica. – 2008. – Vol. 2, No 1. – С. 82–89.
3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвистические проблемы страноведения в преподавании русского языка иностранцам. Докл. на межд. симпозиуме «Страноведение в преподавании русского как иностранного». – М., 1971. – 84 с.
4. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: МГУ, 1973. – 233 с.
5. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. – М.: Рус. яз., 1980. – 320 с.
6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура, лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: методическое руководство. – М.: Рус. яз., 1983. – 268 с.
7. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Рус. яз., 1990. – 246 с.
8. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / под ред. Ю. С. Степанова. – М.: Индрик, 2005. – 1040 с.
9. Верисова А. Д. Роль и место лингвострановедческого аспекта в преподавании иностранного языка // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – No 8 (64). – С. 376–378.
10. Гуляева Н. А. Лингвострановедение Германии. Linguolandeskunde Deutschlands: учеб.пособие. – Новосибирск: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирск), 2014. – 225 с.
11. Гуляева Н. А. Немецко-русский карманный словарь устных военных команд и докладов = Deutsch-russisches Taschenbuch für Militärbefehle- und Meldungen: учеб. пособие. – Новосибирск: НВВКУ, 2017. – 134 с.
12. Гуляева Н. А. Устные военные команды на занятиях по иностранному языку для повышения качества обучения будущих офицеров командного профиля (на материале немецкого языка) // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – No 6. – C. 54–62.
13. Лингвострановедение. Военно-политический аспект (английский язык) [Электронный ресурс]. – URL: https://mgimo.ru/study/faculty/ military/courses/ lingvostranovedenie-voennopoliticheskiy-aspekt-angliyskiy-yazyk/ (дата обращения: 04.03.2018)
14. Миньяр-Белоручев Р. К., Оберемко О. Г. Лингвострановедение или «иноязычная» культура? // ИЯШ. – 1993. – No 6. – С. 54–56.
15. Морозкина Л. Г. Лингвострановедение как самостоятельная дисциплина // Современные подходы в методике и практике преподавания иностранного языка: материалы и доклады междунар. конференции. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2016. – С. 142–148.
16. Отменитова О. М. Формирование лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся подготовительного факультета в процессе их самостоятельной работы: автореф. дис... канд. пед. наук. – СПб., 1996. – 19 с.
17. Тер-Минасова С. Г. Язык и национальная безопасность (современный аспект проблемы) // Ценности и смыслы. – 2010. – No 6 (9). – С. 25–33.
18. Томахин Г. Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения // ИЯШ. – 1980. – No 3. – С. 77–81.
19. Томахин Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. – М., 1984. – 32 с.
20. Томахин Г. Д. Лингвострановедение: что это такое?// ИЯШ. – 1996. – No 6. – С. 22–27.
21. Фурманова В. П. Организация курса страноведения в системе профессиональной подготовки учителей иностранного языка (немецкий язык): дис. ... канд. пед. наук. – М., 1984. – 172 с.
22. Haken H. Synergetik. – Berlin: Heidelberg; New York: Springer-Verlag, 1983. – 353 p. [Электронный ресурс]. – URL: http:/www. springer.com/de/book/9783642883408# (дата обращения: 15.03.2018).
23. Hammerly H. Synthesis in Second Language Teaching // Second Language Publications, 1982. Blaine, Wash. – 693 p. [Электронный ресурс]. – URL: https://books.google.ru/books?id=HrhkAwA AQBAJ&pg=PA327&lpg=PA327&dq= (дата обращения: 12.03.2018).
24. Zentren und Peripherien. Deutsch und seine interkulturellen Beziehungen in Mitteleuropa / ed. Földes Csaba // Beiträge zur interkulturellen Germanistik. – Tübingen: Narr Francke Attempto, IX, 2017. – 305 s. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.foeldes.eu/sites/default/files/ DaF_DaZ_Erfurt_2017.pdf (дата обращения: 17.02.2018).
25. Interkulturelle Linguistik als Forschungsorientierung in der mitteleuropäischen Germanistik / ed. Földes Csaba // Beiträge zur Interkulturellen Germanistik. – Tübingen: Narr Francke Attempto, IX, 2017. – 285 s. [Электронный ресурс]. – URL: http://narr-starter.de/ magento/index.php/interkulturelle-linguistik-alsforschungsorientierung-in-der-mitteleuropaischengermanistik.html (дата обращения: 17.02.2018).