УДК: 
37.0
Реморенко Игорь Михайлович
Кандидат педагогических наук, доцент, ректор Московского городского педагогического университета, Московский городской педагогический университет, remorenkoim@mgpu.ru, Москва

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ПОСЛЕ ФЕВРАЛЬСКИХ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА

Аннотация: 
Обращение к истории становления общественного педагогического движения в России позволяет увидеть истоки и закономерности развития этого явления, имеющие значение для современного образования. Цель статьи. Анализ исторического контекста возникновения и развития общественных педагогических движений в России в период конца XIX–XX в. Методология и методы исследования: исследование основано на теоретико-методологических принципах антропологического реализма К. Д. Ушинского, Б. М. Бим-Бада и др., методе актуализации позитивного ретроспективного опыта З. И. Равкина и др., конструктах ведущих философских, педагогических, психолого-педагогических, социологических теорий, а также прикладных исследованиях государственно-общественного управления образованием: в области философии и методологии научного исследования – диалектический подход (Г. Гегель, С. Л. Рубинштейн); в области педагогической историографии – труды М. В. Богуславского, П. И. Ганелина, В. И. Гусарова и др., в области управления педагогическими системами – труды В. И. Загвязинского, В. А. Караковского и др., в области управления инновациями в образовании – подходы А. А. И. Адамского, А. Е. Волкова, Ю. В. Громыко и др. Результаты исследования и их обсуждение. Проанализированы основные вехи становления педагогической общественности и ее роли в управлении образованием. Изложены основы функционирования общественных педагогических движений. Проанализирована деятельность Государственного ученого совета и его основные направления. Описаны первые государственные структуры управления образованием и их взаимодействие с общественными педагогическими движениями. Представлен анализ взаимоотношений государства и общества по проблемам образования и опыт взаимодействия педагогических общественных организаций, которые зародились в этот период в России. Отмечены основные предпосылки для движения педагогов-новаторов конца XX в. Заключение. Анализ опыта педагогических разработок позволяет рассмотреть современное состояние государственно-общественного управления образованием в историческом контексте, руководствуясь принципами развития и преемственности. Модернизационные и инновационные изменения, происходящие в обществе и в образовании, ставят новые актуальные задачи развития педагогической теории, поиска и внедрения разных форм государственно-общественного управления в педагогическую практику.
Ключевые слова: 
государственно-общественное управление образованием, система образования, попечительство, общественность
Библиографический список: 

1. Блонский П. П. Трудовая школа. Ч. II. – М.: Госиздат, 1919. – 63 с.
2. Богуславский М. В. Развитие научных основ содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века // Вестник МГПУ. Педагогическое образование. – 2016. – No 3. – С. 8–24.
3. Воспитание школьников во внеурочное время / под ред. Л. К. Балясной. – М.: Просвещение, 1980. – 188 с.
4. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. – М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1900. – 587 с.
5. Гусаров В. И. Государственно-общественное образование: монография. – Самара: НТЦ, 2006. – 496 с.
6. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-пресс, 1996. – 271 с.
7. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. – 1964. – No 1. – С. 1–16.
8. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: в 10 т. Т. 5. – М.: Русская книга, 1996. – 400 с.
9. Калашников А. Г. Наука и школа для труда. – М.: Гос. изд-во, 1921. – 76 с.
10. Луначарский А. В. Речь на 1 Всероссийском съезде по просвещению 26 августа 1918 г. // Учит. газ. – 1989. – 15 март (No 32). – С. 1.
11. Общественное участие в управлении школой. Школьные советы / сост. А. А. Пинский. – М.: Высшая школа, 2004. – 245 с.
12. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. – М.: Высшая школа, 1987. – 235 с.
13. Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980–е): коллективная монография / ред. и сост. И. Куклин, М. Майофис, П. Сафронов. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 720 с.
14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина ХIХ в. / отв. ред. А. И. Пискунов. – М.: Педагогика, 1976. – 600 с.
15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX вв. / отв. ред. Э. Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1991. – 445 с.
16. Поздняков А. Н., Чарнолуский В. И. О реформировании системы российского образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – Т. 16, вып. 2. – С. 225–229.
17. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: учебное пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с.
18. Поздняков А. Н. Развитие государственно-общественных отношений как одно из важнейших направлений модернизации российского образования // Государственнообщественные отношения и взаимодействия в образовании: сборник избранных статей Всероссийской научно-практической конференции (20–21 февраля 2002 года) / под науч. ред. Н. В. Акинфиевой. – Саратов: СГУ, 2002. – С. 167–182.
19. Усиление государственно-общественного характера управления в сфере общего образования: учебное пособие для повышения квалификации работников образования и педагогического просвещения общественных управляющих. – М.: МГОУ, 2003. – 292 с.
20. Филонов Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. – 159 с.