УДК: 
376.6+316.7
Леонова Елена Евгеньевна
Без ученой степени, Аспирант кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социально- го образования, Новосибирский государственный педагогический университет, leonela24@mail.ru, Новосибирск

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ К ВЗРОСЛЫМ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗВРАТА ПОДРОСТКОВ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Аннотация: 
Введение. Увеличение количества возвратов из замещающих семей актуализирует проблему оказания педагогической помощи детям в преодолении последствий возврата. Целью данной статьи выступает обоснование необходимости сохранения и восстановления возвращенным ребенком доверия к взрослым, в том числе и бывшим замещающим родителям, как условия целостного и непрерывного личностного развития. Теоретический анализ проблемы. В статье рассматриваются основные подходы к осмыслению доверия как педагогического феномена и анализируются факторы, определяющие формирование доверия детей к взрослым на разных этапах возрастного развития. Установлено, что после возврата из замещающей семьи детям трудно доверять людям и выстраивать долгосрочные отношения. В подростковом возрасте нарушение доверия после возврата обостряется эмоциональной нестабильностью и снижением доверия к самому себе. В качестве педагогических условий преодоления последствий возврата в отношениях со взрослыми выступают: надежность, т. е. способность взрослых поддерживать подростка в разных ситуациях; предсказуемость, последовательность во взаимоотношениях; схожесть интересов и ценностей; личная симпатия и приятность в процессе взаимодействия. Результаты исследования. Уровень нарушения доверия к взрослым у подростков, возвращенных из замещающих семей, замерялся с помощью теста шкалы доверия М. Розенберга. В процессе исследования обнаружилось, что большинство подростков после возврата имеют низкий уровень доверия к взрослым. У подростков с низким уровнем доверия наблюдается сниженный эмоциональный фон, нежелание идти на контакт «взрослый – ребенок» и, как следствие, сложности в выстраивании межличностных отношений. Выяснилось, что нарушение доверия в значительной степени зависит от времени пребывания подростка в замещающей семье и от формы семейного устройства. Выводы. Чем больше срок проживания ребенка в замещающей семье, тем больше вероятность сохранения доверия к взрослым, в том числе бывшим замещающим родителям; подростки, которые ранее находились под кровной опекой (попечительством), чаще имеют высокий и средний уровень доверия, чем подростки из приемных семей; все дети, которые были возвращены в специализированные учреждения усыновителями, имеют низкий уровень доверия; подростки, которые проживали в двух и более замещающих семьях, чаще имеют более низкий уровень доверия к взрослым. Заключение. Восстановление доверия к взрослым возможно при условии: стимулирования контактов с бывшими членами замещающих семей; появления индивидуального (значимого) взрослого, например, наставника-волонтера или наставника-педагога.
Ключевые слова: 
дети-сироты, подростки, замещающая семья, возврат, доверие, доверие ребенка к взрослым
Библиографический список: 

1. Борисова М. М. Доверие как социально-педагогическое явление // Вестник СанктПетербургского университета. – 2014. – Сер. 12, вып. 4. – С. 126–137.
2. Бормотова В. А. Педагогические условия формирования чувства доверия в семье у детей предшкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 2000. – 24 с.
3. Буняк М. А. Чудо возможно // Укрепляя семейные связи. Из опыта регионов. – М.: РПФ НИК, 2015. – С. 87–88.
4. Голубь О. В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2004. – 28 с.
5. Захарченко Н. А., Ситдикова С. Н. Проблема изучения доверия детей младшего школьного возраста к незнакомым взрослым // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – No 10 (18). – URL: http://sisp.nkras.ru/ issues/2012/1/zakharchenko.pdf (дата обращения: 23.03.2018).
6. Капилина М. В., Панюшева Т. Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. – М.: Никея, 2015. – 432 с.
7. Краснова В. Г., Палкина Т. С. К вопросу об эффективности жизнеустройства детей-сирот // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии . –2011. – No 3 (15). – С. 74–79.
8. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 564 с.
9. Лаврентьева З. И. Возврат детей из замещающих семей как социально-педагогический феномен // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6, вып. 3. – С. 278–282.
10. Леонова Е. Е. Психологические особенности подростков, переживших вторичное сиротство // Педагогика в пространстве науки и практики: сборник статей по итогам открытых педагогических чтений (Новосибирск, 8–10 апреля 2015 г.) Вып.7 / под ред. З. И. Лаврентьевой, Т. А. Ромм; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 189–193.
11. Леонова Е Е. Социально-педагогические проблемы возврата детей из замещающих семей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6, вып. 3. – С. 283–287.
12. Петрановская Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. . – М.: АСТ, 2016.– 288 с.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1993. – 955 с.
14. Органы опеки и попечительства: статистические данные Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2015/опека-попечительство-2015 (дата обращения: 24.03.2018).
15. Скрипкина Т. П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии. – 1999. – No 5. – С. 21–30.
16. Система помощи детям, возвращенным после неудачного семейного жизнеустройства, в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: методические рекомендации / отв. ред. Л. Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2009. – 320 с.
17. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. – М.: Хит книга, 2017. – 960 с.
18. Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Ленато: АСТ: Фонд «Университетска книга», 1996. – 592 с.
19. Boyle Caroline. What is the impact of birth family contact on children in adoption and longterm foster care? A systematic review // Child and Family Social Work. – 2017. – No 22. – P. 22–33.
20. Exploring the relationship: joint narratives of foster carers and young people // Adoption & fostering. – 2017. – Vol. 41 (1). – Р. 35–41.