УДК: 
373.3/.5+159.923
Горбушина Анастасия Владимировна
, старший преподаватель кафедры психологии, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Вятский государственный университет", gorbushina_anast@mail.ru, Киров

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: 
Статья посвящена решению проблемы отсутствия и симплификации описания мотивации профессиональной деятельности и ее развития. Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов актуально для психологической науки с целью осмысления, обобщения имеющихся эмпирических данных и выявления закономерностей ее изменения как сложноорганизованной системы. Цель статьи: описание развития мотивации профессиональной деятельности педагогов в контексте профессиональной педагогической деятельности. Мотивация профессиональной деятельности в статье описывается с позиций методологии системогенеза. На основании результатов эмпирического исследования выделяются этапы развития системы мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным трудовым стажем: вхождение в деятельность – образование специфической системы мотивации профессиональной педагогической деятельности – количественный рост – зрелость – кризис – реорганизация системы – зрелость с выраженной интегративной составляющей – интериоризация в структуру личности. Становление и развитие системы мотивации педагогов анализируется в зависимости от характера выполняемой профессиональной деятельности, соотношения педагогической и метапрофессиональных видов деятельности, а также задач личностного и профессионального развития субъекта труда. В заключении делаются выводы о правомерности анализа процесса развития мотивации профессиональной деятельности учителей в контексте профессиональной педагогической деятельности и рассмотрении ее становления и развития с позиций системогенеза, что дает возможность проектировать научно-обоснованную программу психологического сопровождения сложного и ответственного труда педагогов в школах и реализации национальных задач развития.
Ключевые слова: 
мотивация профессиональной деятельности, система, развитие, этапы, педагогическая профессиональная деятельность.
Библиографический список: 

1. Горбушина А. В. Актуальные направления и перспективы исследований мотивации профессиональной деятельности // Общество, наука, инновации. Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. − Киров: Издательство ВятГУ, 2016. − С. 4930-4937.
2. Горбушина А. В. Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа // Ярославский педагогический вестник. – 2018. − № 4. – С. 205-215.
3. Горбушина А. В. Структура мотивации профессиональной деятельности: метасистемный подход // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. − № 3(3). – С. 138-141.
4. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. – М.: ИП РАН, 2004. – 506 с.
5. Карпов А. В. Психология деятельности: в 5 т. М.: РАО, 2015. – Т. IV. – 504 с.
6. Карпов А. В., Карпова Е. В. Экспериментальное исследование взаимосвязи интенсивности мотивации и структурной организации когнитивной сферы личности. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/files/85087/exppsy_2016_n4_karpov.pdf (дата обращения: 14.10.2017).
7. Карпова Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: монография. − Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. − 569 с.
8. Куликов Г. Г., Конев К. А., Суворова В. А. Теория систем и системный анализ. – Уфа: Изд-во УГАТУ, 2012. – 192 с.
9. Поваренков Ю. П. Многообразие видов и форм деятельности (активности) профессионала (Часть II) // Ярославский педагогический вестник. – 2017. - № 3. – С. 159-165.
10. Поваренков Ю. П. Периодизация профессионального становления личности: анализ отечественных и зарубежных подходов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. − № 3. – С. 200-205.
11. Поваренков Ю. П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека // Идея системности в современной психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 494 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN5927000576-SCN0004.html. (дата обращения 19.08.2018).
12. Поваренков Ю. П. Уточнение психологического содержания уровней профессионального становления и реализации личности // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №3. – С. 202-210.
13. Разина Т. В. Системогенетические и метасистемогенетические закономерности развития системы мотивации научной деятельности // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (35). – С.104-108.
14. Столяренко А. М. Психологическая системология. Теория, исследования, практика: монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 391 с.
15. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 464 с.
16. Barreto M. M. A. Motivation and Work: A Survey of Motivational Aspects in Industries [Электронный ресурс] // Springer International Publishing. Advances in Human Factors, Business Management and Leadership. – AG 2018 – P. 319-328. – URL: https://www.springerprofessional.de/en/motivation-and-work-a-survey-of-t... (дата обращения 24.11.2017).
17. Kamalova LA, Korchagina GI, Bulatbaeva KN. Professional Self-Affirmation of a Teacher as a Functional Activity System // International Electronic Journal of Mathematics Education, 2016 - Volume 11 Issue 1, pp. 279-290. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iejme.com/download/professional-self-affirmation-of-a-teacher... (дата обращения 25.08.2018).
18. Shoraj D., Llaci Sh. Motivation and Its Impact on Organizational Effectiveness in Albanian Businesses // SAGE Open, April-June 2015; vol. 5, 2: 2158244015582229. [Электронный ресурс]. URL: http://sgo.sagepub.com/content/spsgo/5/2/2158244015582229.full.pdf (дата обращения 12.02.2016).