УДК: 
372.016:811.161.1+37.0
Головина Татьяна Анатольевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры РКИ, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, gol-an-ta@mail.ru, Барнаул
Барышникова Наталья Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, заедующий кафедрой русского языка как иностранного, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, nat-bar@yandex.ru, Барнаул
Стенина Виктория Федоровна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, steninavf@rambler.ru, Барнаул

Модель обучения русскому языку как иностранному с учетом особенностей концептосферы учащихся

Аннотация: 
Статья посвящена описанию модели обучения русскому языку как иностранному на основе поэтапного знакомства с номинативным полем концепта, представленного в учебных текстах, а также выявлению основных характеристик концепта, которые должны учитываться при определении содержания лингвокультурологического комментария. Цель статьи: описание поэтапного знакомства с концептами в учебных текстах по РКИ. Содержание каждого этапа работы с концептами анализируется в зависимости от уровня владения инофоном русским языком, коммуникативной ценности концепта, соотношения «нового» и «известного» в его структуре. В заключении представлены отличия работы преподавателя РКИ с новой лексикой и с концептами. Предложенный в статье подход основан на результатах проведенных коллективом кафедры РКИ АлтГТУ исследований особенностей концептосферы народов приграничных территорий Большого Алтая (казахи, русские, китайцы, уйгуры) и научных работ, посвященных изучению структуры концептов. По мнению автора, лингвокультурологический подход позволит выявлять смысловое наполнение информационного, образного и интерпретационного компонентов представленного инофону концепта и определять его парадигматические, синтагматические, ассоциативные связи в родной и чужой языковой картинах мира. Предложенная модель позволит вовлечь учащихся в диалог разных культур и языков и тем самым обеспечит осознанное и более быстрое «вхождение» в культуру изучаемого языка.
Ключевые слова: 
концепт, лингвокультурный концепт, диалог культур, методика преподавания русского языка как иностранного, уровни владения РКИ, учебный текст
Библиографический список: 

1. Барышникова Н.Г. Лингвокультурологическая реконструкция концептосферы народов Большого Алтая (на примере концепта «семья» / Н.Г. Барышникова, С.М. Белокурова, Н.Г. Двоежанова, А.А. Карагодин, И.А. Карагодина, О.А. Киба // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017, № 12-4(78). С. 65-69.
2. Карагодин А.А., Карагодина И.А. Лингводидактическая модель концепта «семья» в учебных текстах по РКИ // Grand Altai Rearch & Education / Nauka i obrazovanie Bolʹšogo Altaâ: сетевое издание. 2018. Выпуск 2 (9). [Электронный ресурс]. URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2018/2/articles/4_2.pdf
3. Курганова Н. И. Обучение иностранным языкам на основе лингвокультурных концептов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Вып. 28. Т. 7. С. 117–122.
4. Мартиросян Н. В. Лингвокультурологический аспект преподавания РКИ // Материалы 77-Й международной научно-практической конференции ААИ «Автомобиле-и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». М.: МГТУ «МАМИ». С. 210–213.
5. Матвеенко В. Э. Лингвокультурологическое комментирование текста русской народной сказки в иностранной аудитории студентов-филологов // Вестник РУДН. Сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2011. № 1. С. 64–69.
6. Мустайоки А. Новые методические приёмы в преподавании русского языка // Русское слово в мировой культуре: в 4 т. Т. 2. Образовательное пространство русского языка как иностранного. СПб.: Политехника, 2003. С.130–166.
7. Пугачёв И. А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного : монография. М.: РУДН, 2011 284 с.
8. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004. 991 с.
9. Тимошенкова Г.Ю., Садовская Е.Ю. Формирование лингвокультурологической компетенции инофона на занятиях по РКИ // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета / Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 11. С. 45–49.
10. Шерстобитова И. А. Концепт в методике преподавания русского языка как иностранного // Педагогическое образование в России. 2016. № 11. С. 114-119.
11. Хачмафова З. Р. Формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов при обучении русскому как иностранному на материале концепта «Женщина» // Вестник АГУ. Сер. Педагогика и психология. 2012. №1. С. 224–228.
12. Цветкова И.В. Концепт русская провинция в контексте обучения русскому языку как иностранному // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах: сборник научных трудов / под. ред. И.И. Павлова. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2015. С. 350-357.