УДК: 
378
Яницкий Михаил Сергеевич
Доктор психологических наук, профессор, социально-психологический институт, Кемеровский государственный университет, direktorspi@kemsu.ru, Кемерово

Региональный университет: глобальные вызовы и проблемы выбора вектора развития

Аннотация: 
Рассматриваются глобальные вызовы, которые постмодернистское общество ставит перед существующей системой высшего образования. Описываются основные тенденции мировой академической революции как ответа вузов на происходящие изменения. В данном контексте характеризуется проблема выбора стратегии развития региональных российских университетов, требующая их самоопределения в системе высшего образования по ряду принципиальных оснований. Целью исследования является оценка возможности, целесообразности и результативности различных способов трансформации региональных российских университетов в соответствии с вызовами современности. В рамках настоящего исследования проводится детальный критический анализ таких средств и векторов развития региональных университетов, как: переход на свободное образование, создание зон элитарного образования, открытие интегрированных PhD программ, отказ от имитации научной деятельности, управление организационной культурой вуза, изменение бренда, внутреннего и внешнего позиционирования университета. В заключении аргументируется вывод об ограниченности применимости и рисках внедрения соответствующих управленческих практик в современных российских условиях.
Ключевые слова: 
управление университетами, региональные университеты, академическая революция, свободное образование, элитарное образование, интегрированные PhD программы, научно-исследовательская деятельность, междисциплинарные институции, организационная культура вуза, бренд вуза.
Библиографический список: 

1. Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. – 196 с.
2. Галажинский Э. В. Университет как смысл жизни // Экономические стратегии. – 2015. – Т. 17, № 3 (129). – С. 116–117.
3. Иванов М. С., Яницкий М. С. Образование в постмодернистском обществе: проблемы и перспективы // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 78–85.
4. Касаткин П. И. Современное образование: функции и предназначение // Проблемы современного образования. – 2017. – № 5. – С. 109–120.
5. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов. – М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2011. – 240 с.
6. Ковалев В. Е., Фальченко О. Д. Влияние мировой академической революции на образовательный процесс в российских университетах  // VII Арсентьевские чтения «Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии (к 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова): материалы междунар. науч.-практ. конф.  – Чебоксары: ИД «Среда», 2017. – С. 69–73.
7. Кряклина Т. Ф. Liberal arts (свободное образование) и возможности его введения в российских вузах // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2015. – № 2 (40). – С. 113–119.
8. Неретина Е. А., Гвоздецкая И. В., Корокошко Ю. В. Имидж и бренд вуза: взаимосвязь, особенности формирования и потенциал развития // Интеграция образования. – 2015. – №1 (78). – С. 13–21.
9. Репина М. И. Организационная культура университета как ресурс развития: опыт МГИМО // Право и управление. XXI век. – 2015. – № 2 (35). – С. 183–188.
10. Сульдина Г. А. Интеграционные процессы в образовании как фактор развития инновационного потенциала экономики региона // Ученые записки Казанского государственного университета. – 2010. – Т. 152, Книга 4. – С. 247–256.
11. Управление университетами: online-курс Московской школы управления СКОЛКОВО. 2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://online.skolkovo.ru/courses/course-v1:SKOLKOVO+SK03+2018_2/about (дата обращения: 24.07.2018).
12. Юревич А. В., Юревич М. А. Форсирование библиометрических показателей продуктивности российских ученых // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. – 2017. – № 3 (88). – С. 84–93.
13. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А.А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. – Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2017. – 202 с.