УДК: 
374+371(09)
Арапова Полина Иосифовна
Кандидат педагогических наук, Доцент департамента педагогики, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, arapovap@mail.ru, Москва

НАРРАТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: 
Проблема и цель. Актуальность модернизации историко-педагогических методов обусловлена рисками фальсификации событий недавнего прошлого и реализацией современного антропологического подхода в социально-гуманитарном знании. Цель статьи – изложение подходов и практических решений при разработке нарративного интервью как метода историко-педагогического исследования внешкольной повседневности советских школьников. Методология. Теоретическими основаниями методики нарративного интервью как метода историко-педагогического исследования выступили представления о повседневности, выработанные в философском, социологическом и историческом знании. При проектировании авторы опирались на методологию нарративного интервью (Ф. Шюце). Важную роль сыграли результаты пилотажного исследования весны 2018 г. В ходе совместного проектирования разработаны бланк нарративного интервью, структура выборки, методика подготовки интервьюеров, процедура обработки эмпирических данных. В заключении делается вывод о том, что научная новизна и теоретическая значимость статьи заключаются в разработке и обосновании концепции нарративного интервью как метода исследования внешкольной повседневности советских школьников. Практическая значимость статьи состоит в описании методических аспектов социально-педагогической реконструкции внешкольной повседневности. Статья может быть полезна исследователям, работающим над решением идентичных проблем. Положения статьи были изложены на V Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса» ИППО МГПУ (5−6 апреля 2018 г.).
Ключевые слова: 
история образования в СССР, методы историко-педагогического исследования, нарративное интервью, социально-педагогическая реконструкция повседневности детей.
Библиографический список: 

1. Арапова П. И. Организация групповой деятельности школьников: учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2016. – 60 с.
2. Банная А. А., Шилина С. А. Нарративное интервью как метод социологического исследования жизненного цикла семьи // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – № 8 (10). – С. 76–93.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.
4. Городок в табакерке: детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890–1990): взрослые о детях и дети о себе. Ч. 2: 1940–1990: антология текстов / под ред. В. Безрогова и К. Келли. – М.: Тверь: Научная кн., 2008. – 343 с.
5. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М. – 1993. – № 3-4. – С. 34–43.
6. Куприянов Б. В. Адреналин детской шалости // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 4 (20). – С. 2–14.
7. Ляшок А. С. К вопросу о конструировании «повседневности мальчиков» и «повседневности девочек» в пространстве школы 1980-х первой половины 1990-х гг. // Теория и практика общественного развития. – 2011.  – № 8. – С. 119–124.
8. Маслинский К. А. Фольклор и этнография школьного скелета // Ребенок в истории и культуре. – М., 2010. – Вып. 4. – С. 160–170.
9. Медведева Г. И. Индивидуальное интервью в качественном исследовании // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 8 частях. Часть 7. – М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. – С. 281–285.
10. Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. – М.: Изд. дом Гос. Университета Высшей школы экономики, 2010. – 317 с.
11. Пушкарева Н. Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» // Этнографическое обозрение. – 2004. – № 5. – С. 3–19.
12. Ромм Т. А. Социальное воспитание: традиция отечественной педагогики // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4 (12). – С. 246–250.
13. Семенов Н. Б. Повседневность как элемент социальной реальности: дис. ... канд. филос. наук. – М., 2006. – 131 с.
14. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. – Т. 3. – М.: Русский язык, 1987. – 750 с.
15. Lindquist S. Grabe Wo du stehst // Geschichte von unten. Fragestellungen, Methoden und Proekte einer Geschichte des Alltags / Hrsg. H. Ehalt. – Wien, Köln, Graz, 1984. – P. 295–305.