УДК: 
373.1+372.016
Поселягина Лариса Вячеславовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская гуманитарная академия», Livnevy@mail.ru, Омск

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье обоснованы условия эстетического образования на основе интеграции историко-педагогического и социально-ориентированного подходов. Цель статьи – выявить и обосновать частные тенденции развития эстетической культуры современных школьников на занятиях гуманитарного цикла. Методология. Исследование проводилось на основе учета положительных тенденций развития эстетической культуры обучающихся в интеграции с общественной значимостью подготовки подрастающего поколения. Было определено, что эстетический идеал представляет всесторонне развитый человек, активный общественный деятель; гимназическое образование носит гуманистическую направленность, человечность в отношении ко всем субъектам образовательного процесса; непрерывное развитие эстетической культуры обучающихся, родителей, педагога; организация досуга воспитанников средствами искусств: изобразительного искусства, музыки, театра, хореографии и т. д.; изучение русского, французского, немецкого, латинского, древнегреческого языков, истории отечества, литературы, эстетики должно основываться на историческом контексте, включении в эстетическую среду; выбор методов обучения и воспитания основывается на принципах природосообразности и наглядности. Определены критерии уровня развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников: отличается прилежанием к учению; проявляет интерес к предмету; на уроках активен; задаёт вопросы, стремится на них ответить; интерес направлен на объект изучения; проявляет любознательность; самостоятельно выполняет задания учителя; проявляет устойчивость волевых стремлений. Рассмотрены условия применения проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе. Аргументированы методы активизации учащихся с учетом цели развития эстетической культуры: сочинение по картине; сочинение с грамматическим заданием; творческая работа с элементами сравнительной характеристики; сочинение-миниатюра; написание сказки, применение занимательного материала. Выявлены критерии уровней развития эстетической культуры воспитанников: потребностно-мотивационный, познавательный, эмоционально-оценочный, деятельностный. На основе исследования был разработан и проводился курс «Развитие эстетической культуры обучающихся средствами искусства, трудовой деятельности, природы, общения, окружающей среды». В заключении представлены результаты: определена динамика развития эстетической культуры обучающихся. Выявлена прямая связь между развитием познавательной и эстетической сферы.
Ключевые слова: 
историко-педагогический подход, социально-ориентированный подход, познавательная и эстетическая сферы.
Библиографический список: 

1. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Просвещение, 2007. – 640 с.
2. Петрова Г. А. Воспитание эстетической культуры будущих педагогов в условиях университетского образования: учеб.-метод. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 152 с.
3. Поселягина Л. В. Вопросы эстетического воспитания в условиях женского образования России во второй половине XIX века // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015.  – № 2 (20). – С. 130–136.
4. Поселягина Л. В., Маврин С. А. Эстетическая культура как категория русской национальной педагогики: монография. – Омск: Изд-во ОмГА, 2016. – 164 с.
5. Роджерс Н. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 64–73.
6. Рождественский Б. П., Петрова Г. А. О художественном оформлении школы. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1963. – 66 с.
7. Таранова М. В. Технология веб-квеста в условиях одарённости школьников при обучении их математике: проблемы, новые решения // Сибирский педагогический журнал.  – 2015. – № 4. – С. 63–70.
8. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. – М.: Искусство, 1964. – 86 с.
9. Яфальян А. Ф. Эстетический образ как проект профессиональной жизни будущих педагогов // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 7. – С. 96–97.
10. Grath Mc. Simon Vocational Education and Training for Development: A Policy in Need of a Theory? [Электронный ресурс] // International Journal of Educational Development. – 2012. – Vol. 32, № 5. – P. 623–631. – URL: www.eric.ed.gov/ERICWebPortal/detail?accno (дата обращения: 05.05.2018).