УДК: 
378+159.923
Ряписов Николай Александрович
Доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе, Новосибирский государственный педагогический университет, ryapisov@ngs.ru, Новосибирск
Старкова Марина Владимировна
Магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, catch_my_letter@mail.ru, Новосибирск

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация: 
В статье представлены результаты исследования теоретических аспектов формирования мотивации обучающихся к учебной и профессиональной деятельности, рассмотрены понятие и структура мотивации учебной деятельности, проанализирована динамика изменения мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности, выявлена взаимосвязь трудоустройства выпускников педагогического вуза и формирование человеческого капитала. Проблема исследования заключается в определении мотивационных аспектов выбора профессиональных предпочтений обучающихся в процессе учебной деятельности. Эмпирический этап исследования выполнен на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». На основе результатов определения уровня мотивации обучающихся к профессиональной педагогической деятельности и выявления взаимосвязи личностных факторов и профессиональной мотивации студентов педагогического университета разработана модель управления уровнем мотивации обучающегося педагогического университета к учебной и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: 
мотивация, деятельность, потребности, обучающиеся, трудоустройство, человеческий капитал, интерактивные методы обучения.
Библиографический список: 

1. Абатуров И. А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 3 (144). – С. 127–130.
2. Аналитический буклет по результатам анализа данных трудоустройства выпускников вузов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 (дата обращения 18.06.2017).
3. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие.  – М.: Логос, 2006. – 184 с.
4. Ведута О. В. Мотивационные кризисы и кризисно-обусловленная модель формирования учебной мотивации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 395. – С. 198–203.
5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
6. Иванова И. А. Человеческий капитал как основа инновационных преобразований и развития общества через призму мотивационных ожиданий студентов // Управленческие науки в современном мире. – 2015. – Том 1, № 1. – С. 618–620.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
8. Леванова А. Е., Урайская И. Н. Формирование у студентов мотивации к обучению // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 3 (11). – С. 121–126.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 40 с.
11. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
12. Официальный сайт НГПУ [Электронный ресурс] // Основные сведения. – URL: https://www.nspu.ru/about/svedeniya_obraz_organizacii/obchie_svedeniya (дата обращения 13.06.2017).
13. Тенденции на рынке труда [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы официальной статистики. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm (дата обращения 18.06.2017).
14. Федоров Б. И. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал. – URL: http://ecsocman.hse.ru/text/33444365/ (дата обращения 18.06.2017).
15. Финкельштейн М., Иглесиас К., Панова А. А., Юдкевич М. М. Перспективы молодых специалистов на академическом рынке труда: глобальное сравнение и оценка // Вопросы образования. – 2014. – № 2. – С. 20–43.
16. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 464 с.
17. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие.  – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320 с.
18. Эррера Л. М., Афанаскина О. Е. Мотивация к эффективному обучению: позиции студентов и педагогов // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 4. – С. 67–69.