УДК: 
378+372.016
Огольцова Елена Геннадиевна
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный педагогический университет, cmaffia72@mail.ru, Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций студентов при изучении не только специальных дисциплин, но и непрофильных. Представлены результаты исследования по разработке и внедрению в учебный процесс непрофильных вузов электронного учебно-методического комплекса. Исследование проводилось на базе Новосибирского государственного технического университета и Карагандинского государственного технического университета (Казахстан). Для качественных изменений в процессе формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов при изучении непрофильных дисциплин были разработаны и внедрены в учебный процесс программы для компьютерной поддержки. Представлены результаты проведенного эксперимента, которые позволяют сделать вывод о качественных изменениях в процессе формирования профессиональных компетенций, которые выражаются в: положительном отношении к своей профессии и представителям профессиональной общности; понимании общественной миссии своей профессии; осознании социальной ответственности за принятие профессионально значимых решений; формировании отношения к себе как к профессионалу. Результаты исследования позволяют рассматривать изучение непрофильных дисциплин в вузе не как дополнение к базовому профессиональному образованию, а как важнейший элемент подготовки будущего специалиста.
Ключевые слова: 
формирование профессиональных компетенций, качественные изменения, специалисты, программы для компьютерной поддержки, непрофильные дисциплины.
Библиографический список: 

1. Балакирева Э. В. Профессиональный стандарт как ориентир разработки подходов к оценке качества профессиональной подготовки специалистов в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2013. – № 5. – С. 28–33.
2. Кирилова Г. И. Моделирование регионально-профессиональной инфраструктуры информационной среды профессионального образования // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». – 2011. – 14, № 1. – С. 407–417.
3. Огольцова Е. Г. История становления и развития горного дела и металлургии в России и Казахстане [Электронный ресурс]: программа для ЭВМ. – Астана, 2010.
4. Огольцова Е. Г. Критерии и показатели оценки качества профессионального становления студентов технического вуза // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – № 2. – С. 51–53.
5. Ризун Н. О. Разработка методов и моделей минимизации погрешностей машино-человеческого взаимодействия в автоматизированных системах диагностики уровня профессиональной подготовки // Научный вестник НГУ. – 2013. – № 2. – С. 90–97.
6. Трушников Д. Ю. Проектирование системы воспитания в структуре университетского комплекса на основе кластерного подхода. – Тюмень: Нефтегазовый университет, 2010. – 336 с.
7. Хайруллина Э. Р. Развитие ключевых компетенций студентов в проектно-творческой деятельности // Педагогика. – 2007. – № 9. – C. 72–75.
8. Fauconnier G. Mental Spaces. – Cambridge University Press, 1994. – 190 p.
9. Peverelli P. J. Cognitive Space (A Social Cognitive Approach to Sino-Western Cooperation).  – Delft: Eduron, 2000. – 181 р.