УДК: 
378+355/359
Большунова Наталья Яковлевна
Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, nat_bolshunova@mail.ru, Новосибирск
Алещенко Максим Валерьевич
, Офицер отдела боевой подготовки, Управление Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации, maksimaleshenko@mail.ru, Хабаровск

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (КУРСАНТОВ) ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: 
Проблема и задачи исследования. В статье рассмотрена дисциплинированность как черта характера, необходимая для успешной службы в войсках национальной гвардии. Представлено состояние исследований по проблеме: анализ понятия дисциплинированности в работах различных авторов и изменение содержания этой категории в контексте современной социокультурной ситуации, показана роль дисциплины и дисциплинированности в деятельности военнослужащих. В эмпирической части статьи дано обоснование дихотомической модели структуры дисциплинированности и ее составляющих – дескрипторов (субъектные качества человека, волевая сфера личности, ценностно-смысловые особенности личности) и выявлены типы дисциплинированности военнослужащих (курсантов) в контексте дихотомической модели. Показано, что дихотомическая модель дисциплинированности предполагает наличие двух ее крайних типов: внутренней, сознательной, восходящей к ценностным основаниям; и внешней, конформистской, опирающейся на прагматические основания. Типы дисциплинированности курсантов могут располагаться в диапазоне между ними. Выявление реально существующих типов дисциплинированности осуществлено в эмпирическом исследовании с применением методик, направленных на диагностику ее дескрипторов. Обнаружено три типа дисциплинированности военнослужащих, значимо различающиеся по параметрам ее структуры: конфликтный тип, приближающийся по своим проявлениям к внутренней дисциплинированности, однако требующий дальнейшего самоопределения военнослужащего к требованиям воинской дисциплины; диффузная дисциплинированность (внешняя, несформированная) и гармоничная, при выраженности которой военнослужащий адаптирован к требованиям воинской дисциплины и принимает ее без внутреннего сопротивления. В заключении показана необходимость в современных социокультурных условиях специальной работы по развитию дисциплинированности в войсках национальной гвардии.
Ключевые слова: 
дисциплина, воинская дисциплина, дисциплинированость, характер, дихотомическая структура дисциплинированности, типы дисциплинированности.
Библиографический список: 

1. Большунова Н. Я. Проблема характера: традиции и современность. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 235 с.
2. Военная психология: Методология, теория, практика: учебно-методическое пособие.  – М.: Военный университет, 1996. – 231 с.
3. Волков И. И. Соотношение воинской дисциплины и дисциплинированности // Военная мысль. – 2005. – № 9. – С. 42–47.
4. Володарская Е. А., Мещерякова Ю. С. Имидж воинской дисциплины у современных военнослужащих // Человеческий капитал. – 2016. – № 3 (87). – С. 82–84.
5. Воробьёв В. В. Опыт формирования и становления воинской дисциплины в армии // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2 (59). – С. 209–213.
6. Глебов Ю. А. Психологические особенности развития дисциплинированности у военнослужащих Федеральной службы охраны  // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – Вып. 9. – С. 65–68.
7. Дорфман Л. Я., Гридюшко А. Е. Структура дисциплинированности курсантов военного вуза внутренних войск МВД РФ // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 3. – С. 87–90.
8. Ильин И. Путь духовного обновления // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 1. – М.: Русская книга, 1993. – С. 38–282.
9. Кутузов М. И. Субординация и дисциплина – душа службы воинской // На боевом посту.  – 2005. – № 3. – С. 39.
10. О долге и чести воинской в российской армии. – М.: Военное издательство, 1991. – 210 с.
11. Подольская О. Н., Хорошун К. В., Котлярова Е. А. Функции дисциплинированности как личностно-профессионального качества // Научные труды КубГТУ. – 2016. – № 12. – С. 353–363.
12. Рогожникова Р. А. Теоретические основы воспитания дисциплинированности как ценностного отношения к человеку у курсантов военных вузов внутренних войск МВД РФ // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 3. – С. 72–74.
13. Рогожникова Р. А., Хусаинов А. Я. Воспитание у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности – актуальная проблема современности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 12 (142). – С. 107–111.
14. Рыбин В. А. Нравственно-гуманистическая педагогика Нового времени. – М.: Университетская книга: Логос, 2006. – 456 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1946. – 704 с.
16. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
17. Суворов А. В. Наука побеждать. – М.: Воениздат, 1987. – 40 с.
18. Утлик Э. П. Психологические основы дисциплины. – М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, 1993. – 238 с.
19. Яницкий М. С., Иванов М. С. Утюганов  А. А. Изменение осмысленности прошлого, настоящего и будущего как механизм переживания экстремальных ситуаций // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2012. – № 2(34). – С. 124–130.