Симонова Ольга Ивановна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Горно-Алтайский государственный университет, soi1777@mail.ru, Горно-Алтайск
Сметанникова Олеся Викторовна
Преподаватель аграрного колледжа физико-математического и инженерно-технологического института, Горно-Алтайский государственный университет, smetannikova.ol@yandex.ru, Горно-Алтайск
Попова Елена Викторовна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Горно-Алтайский государственный университет, ms.biolog@mail.ru, Горно-Алтайск
Ермаков Николай Александрович
Доцент кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Горно-Алтайский государственный университет, ermnik@bk.ru, Горно-Алтайск
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ И УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ
Аннотация:
В статье приведена оценка функциональных индексов организма студентов первого курса в период адаптации к обучению на примере Горно-Алтайского аграрного колледжа.
Цель статьи – выявить уровень здоровья студентов в период адаптации к обучению
в колледже с учётом морфофункциональных индексов.
Методология. Методами исследования являлись расчет адаптационного потенциала
и общая оценка морфофункциональных индексов для определения уровня здоровья. В исследовании приняли участие пятьдесят четыре студента первого курса в возрасте 16–17 лет. Обследование проводилось в начале первого и второго семестров. Оценивался уровень здоровья по Г. Л. Апанасенко в баллах, вычислялся адаптационный потенциал по Р. М. Баевскому, определялся вегетативный индекс Кердо.
Представленные результаты раскрыли особенности адаптации с учётом половой принадлежности, вегетативного статуса, функциональных индексов и уровня здоровья. Установлено, что у студентов в течение первого года обучения уровень здоровья был ниже среднего как у юношей, так и у девушек. Адаптационный потенциал у первокурсников
в большинстве случаев был удовлетворительным. Авторы считают, что необходимо оптимизировать учебный процесс с подбором форм и методов обучения, позволяющих достичь высоких результатов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся за короткий период в условиях СПО.
В заключении статьи делается вывод о том, что в условиях СПО необходимо создание благоприятных условий обучения, оптимизация учебного процесса с включением в него здоровьесберегающих форм и методов обучения. Основанием для этого послужило то, что уровень здоровья у большинства первокурсников аграрного колледжа ниже среднего. Оценка функциональных индексов выявила, что у студентов на фоне удовлетворительного протекания адаптации отмечалась повышенная активность симпатической регуляции функциональных процессов.
Ключевые слова:
адаптация, студенты, сердечно-сосудистая система, вегетативный статус, морфофункциональные показатели, уровень здоровья, среднее профессиональное образование.
Библиографический список:
1. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Вакулин В. К. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения // Здравоохранение Российской Федерации. – 1987. – № 8. – С. 6–10.
2. Ефремова Т. Г., Волкова Е. А. Оценка состояния здоровья по Г. Л. Апанасенко как метод экспресс-диагностики в процессе физического воспитания // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 326–328.
3. Симонова О. И., Попова Е. В., Махалин А. В. Адаптация студенток первого курса к условиям вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 65–69.
4. Соловьев В. Н. Физическое здоровье как интегральный показатель уровня адаптации организма студентов к учебному процессу [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2. – С. 38. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9926893 (дата обращения: 15.04.2018).
5. Delfino J. P., Barragan Е., Botella С., Braun S., Bridler R. еt al. Quantifying insufficient coping behavior under chronic stress: a cross-cultural study of 1,303 students from Italy, Spain and Argentina // Psychopathology. – 2015. – № 48. – P. 230–239.
6. Kerdo I. Ein aus Daten der Blutzirkulation kalkulieter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage // Fsta neurovegetativa. – 1966. – № 2. – P. 250–268.