УДК: 
61+159.923
Сараева Надежда Михайловна
Доктор психологических наук, Профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Забайкальский государственный университет, saraiewa@mail.ru, Чита

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация: 
Цель статьи – дать теоретическое и эмпирическое обоснование предлагаемому новому варианту модели жизнеспособности человека. Необходимость разработки новой модели вызвана общей задачей выполняемого под руководством автора проекта  – изучить жизнеспособность молодежного населения, постоянно проживающего на экологически неблагополучных территориях (на примере территорий Забайкальского края). Представленные в отечественной литературе модели отражают жизнеспособность человека, проявляющуюся только во взаимодействии с социальной средой, с выделением в этой модели преимущественно личностных свойств. В данной работе – иная постановка проблемы и более широкая трактовка жизнеспособности. Проблема исследования – какова жизнеспособность людей, находящихся в постоянном взаимодействии с осложненной природной средой, на основе какой модели можно провести эмпирическое изучение жизнеспособности данной категории людей? Методологический подход, в рамках которого проводится исследование, – экопсихологический подход к развитию психики (В. И. Панов). Он позволяет трактовать жизнеспособность как системное свойство системы «человек – жизненная среда». Жизненная среда включает в себя и природные, и социальные условия жизни человека. Жизнеспособность – это сложное биопсихосоциальное явление, которое нельзя свести только к личностным свойствам, но которое содержит в своей структуре психические и психофизиологические, нейропсихологические характеристики человека. Структура жизнеспособности в представляемой модели определяется в соответствии с системной организацией человека по А. Н. Леонтьеву. Разработанная модель жизнеспособности относится к структурно-уровневым. В структуре жизнеспособности выделены психофизиологический, психический и личностный уровни. Определены параметры изучения: умственная работоспособность – на психофизиологическом уровне, развитие интеллекта – на психическом уровне, жизнестойкость – на личностном уровне. Проведено эмпирическое обоснование предложенной модели. Изучены разноуровневые показатели жизнеспособности испытуемых, учащихся выпускных классов средних образовательных школ, проживающих на трех экологически неблагополучных территориях Забайкальского края (N = 121). Методы исследования: нейропсихологические пробы (47), тестирование (прогрессивные матрицы Дж. Равена и тест жизнестойкости Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой). Проведен корреляционный анализ по Пирсону полученных данных. Эмпирически выявлено наличие связей между показателями разных уровней жизнеспособности, что свидетельствует об адекватности модели.
Ключевые слова: 
жизнеспособность, экологически неблагополучные условия, модель, уровни, обоснование, корреляционный анализ.
Библиографический список: 

1. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. ‒ М.: Педагогика, 1982. ‒ 488 с.
2. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 268 с.
3. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. ‒ Новосибирск: Наука, 1980. ‒ 192 с.
4. Кувичкина М. В. Химическое загрязнение атмосферного воздуха как фактор риска снижения уровня здоровья школьников разного возраста: дис. … канд. биол. наук. – Брянск, 2009. – 200 с.
5. Лактионова А. И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 184 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
7. Леонтьев А. Н. О предмете психологии личности // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика,1983. – 385 с.
8. Максимов А. В. Распространенность, клиника и профилактика психических расстройств в районах с различным экологическим состоянием (на материалах г. Липецка): дис. … канд. мед. наук. – М., 2006. – 221 с.
9. Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – 459 с.
10. Махнач А В., Лактионова А. И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 5. – С. 69–84.
11. Нестерова А. А. Социально-психологический подход к пониманию конструкта «жизнеспособность личности» // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / [отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая]. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – С. 49–59.
12. Никандров В. В. Экспериментальная психология: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 480 с.
13. Рыльская Е. А. Жизнеспособность как потенциал целостности человека и его бытия: интегративный подход // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / [отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая]. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – С. 75–85.
14. Рыльская Е. А. Психология жизнеспособности человека: дис … д-ра психол. наук: 19.00.01. – Ярославль, 2014. – 446 с.
15. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.