УДК: 
371+37.0
Дулатова Зайнеп Асаналиевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, dulatova@yandex.ru, Иркутск
Ковыршина Анна Ивановна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет, annkow@mail.ru, Иркутск
Лапшина Елена Сергеевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, esl7828@gmail.com, Иркутск
Штыков Николай Николаевич
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет, tukubik8@gmail.com, Иркутск

Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий. Часть 1

Аннотация: 
Статья посвящена поиску общего подхода к формированию, развитию и оценке сформированности логических универсальных учебных действий (УУД) в процессе предметного обучения в школе. Приведен обзор существующих методологических и методических подходов и дидактических средств к формированию логических УУД. Предложен формально-логический подход, основанный на анализе логических структур и конструкций в теоретическом и практическом содержании дисциплины. Формально-логический подход предоставляет возможность его применения в процессе обучения дисциплинам, представляющим различные научные направления, что соответствует надпредметному характеру универсальных учебных действий. В статье выделены типичные логические ошибки обучающихся, совершаемые при выполнении заданий с развернутым ответом в рамках государственной итоговой аттестации по предметам «Математика» и «Обществознание». Для выявления причин несоответствия требований к уровню сформированности логических УУД выпускников требованиям, которые предъявляются федеральным государственным стандартом, проводится анализ содержания учебных пособий по математике и обществознанию.
Ключевые слова: 
логические универсальные учебные действия, логическое мышление, школьное образование
Библиографический список: 

1. Аджемян Г. А. Формирование универсальных учебных действий у младших подростков при выполнении математических заданий физического содержания: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2016. – 277 с.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Боженкова Л. И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. – 2016. – № 1. – С. 54–60.
4. Будахина Н. Л. Совершенствование общеучебных умений и навыков школьников на уроках экономики посредством применения графического калькулятора [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования.  – 2012. – № 2. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5665 (дата обращения: 30.10.2018).
5. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций. – 31-е изд. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.
6. Далингер В. А. Вопросно-ответные процедуры как средство формирования универсальных учебных действий учащихся при обучении математике // Фундаментальные исследования.  – 2013. – № 6. – С. 1238 – 1242.
7. Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 5 класс. Часть 1. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Ювента, 2011. – 176 с.
8. Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 5 класс. Часть 2. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Ювента, 2011. – 240 с.
9. Дулатова З. А., Лапшина Е. С. Логические задачи как средство развития познавательных универсальных учебных действий // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 3. – С. 41–48.
10. Дулатова З. А., Лапшина Е. С. О развитии логического мышления учащихся средствами математики // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 3. – С. 7–12.
11. Козлова С. А., Рубин А. Г. Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Баласс, 2013. – 208 с.
12. Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 272 с.
13. Никитин А. Ф. Обществознание. 5 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2014. – 208 с.
14. Боголюбов Л. Н., Виноградов Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / под ред. Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с. – (Академический школьный учебник).
15. Соболева О. Б., Иванов О. В. Обществознание. 5 кл.: учебник. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.
16. Федеральный государственный образо-вательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.10.2018).
17. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 30.10.2018).
18. Piaget and his School / eds. B. Inhelder, H. H. Chipman, C. Zwingmann. – N. Y., 1976. – 302 с.
19. Nunes T., Bryant P., Evans D., Bell D., Gardner S., Gardner A., Carraher J. The contribution of logical reasoning to the learning of mathematics in primary school // British Journal of Developmental Psichology. – 2007. – Vol. 25, Iss. 1. – pp. 147–166.