УДК: 
378.14
Малышев Владимир Сергеевич
аспирант, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, malyshev.v@pstgu.ru, Москва

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация: 
Постановка проблемы. Актуальность сущностного анализа понятия «информационная образовательная среда вуза» обусловлена имплицитностью значений родственных ему понятий, широко используемых в научной литературе, нормативных актах и профессиональном обиходе и широким спектром контекста обсуждения проблемы. Цель статьи – выявить и определить содержание понятия информационной образовательной среды вуза, отражающего технологический и педагогический контекст. Методология. Исследование проводилось на основе двух методологических линий. Первая – обзор научно-педагогической литературы, посвященной проблематике применения информационных образовательных сред в высшем образовании. Основной задачей обзора явилась систематизация смысловой структуры информационной образовательной среды вуза, ее технологической составляющей на основе трех выделенных критериев: рабочего определения информационной образовательной среды вуза, контекста применения, характеристик и функционала. Задача второй методологической линии – исследование педагогических свойств среды: педагогического влияния среды на образовательный процесс, ее технологичности (педагогически осмысленной совокупности методов и инструментария для построения образовательной среды). При исследовании автор опирался на средовой подход в образовании (Ю. С. Мануйлов). Результаты и заключение. Выявлена педагогически обусловленная взаимосвязь структурных компонент информационной образовательной среды вуза и факторов, влияющих на образовательные результаты, на основании чего дано авторское определение понятия. Результаты анализа представляют информационную образовательную среду вуза в качестве ведущего средства образовательной деятельности обучающегося, предлагают подробный инструментарий и теоретическую базу для педагогического проектирования и моделирования в перспективных областях высшего образования. Положения статьи были изложены на XXIХ Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ, секции аспирантов и молодых ученых Педагогического факультета ПСТГУ «Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции» 23 января 2019 года.
Ключевые слова: 
информатизация образования, информационная образовательная среда вуза, средовой подход в образовании
Библиографический список: 

1. Атанасян С. Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2009. – 49 с.
2. Данильчук Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: монография. – Волгоград: Перемена, 2002. – 229 с.
3. Зарецкая Е. Н. Логика речи для менеджера: как построить доказательство, подготовить выступление, убедить оппонента, найти аргументы, вести диалог. – М.: Финпресс, 1997. – 349 с.
4. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук.  – Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2003. – 46 с.
5. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Нижний Новгород: Волжский гос. инженер.-пед. ун-т, 2006.  – 22 с.
6. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2005.  – 173 с.
7. Лялин А. М. Научно-исследовательская деятельность студентов как элемент системы воспроизводства научных кадров в высшей школе: монография. – М.: Гос. ун-т упр., 2009.  – 207 с.
8. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М.: Научно-исследовательский институт теории образования и педагогики РАО, 1998. – 49 с.
9. Немов Р. С. Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 559 с.
10. Носкова Т. В. Виртуальная образовательная среда: преподаватель и студент [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – № 142. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-obrazovatelnaya-sreda-prep... (дата обращения: 23.06.2018).
11. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – М.: Academia, 2004. – 414 с.
12. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 398 с.
13. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.
14. Розина И. Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М.: Московский гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова, 2005. – 50 с.
15. Соколова О. И. Педагогические основы развития информационной среды вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ростов н/Д., 2001. – 26 с.
16. Стрекалова Н. Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Самара: Самарский нац. исслед. ун-т им. акад. С. П. Королева, 2017. – 52 с.
17. Сулима И. И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования [Электронный ресурс] // Центр научных инвестиций. – URL: http://www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/metodologiya/sredovoj-podxod... (дата обращения: 26.10.2018).
18. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 568 c.
19. Чернышев П. М. Информационные и телекоммуникационные технологии в современном образовании // Марийский юридический вестник. – 2017. – № 1 (20). – С. 14–16.
20. Mikropoulos T. A., Natsis А. Educational virtual environments: A ten-year review of empirical research (1999–2009) // Computers & Education. – 2011. – No. 56. – P. 769–780.