УДК: 
372.016:811.111+ 811.111’342
Кретова Лариса Николаевна
Кандидат филологических наук, Зав. кафедрой английского языка Факультета иностранных языков ФГБОУ ВО "НГПУ", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет", kretlarisa@mail.ru, Новосибирск
Громов Артем Глебович
Преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова" (сокращенное наименование: ГБПОУ СО «УГК им. И.И. Ползунова»)., art11k66@mail.ru, Екатеринбург

Психолого-педагогические условия реализации модели повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов колледжа

Аннотация: 
В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы мотивации, приводятся существующие подходы к трактовке понятий «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера», к пониманию движущих сил деятельности и формированию новых мотивов. Целью статьи является апробация педагогической модели повышения мотивации к изучению английского языка у студентов средних специальных учебных заведений в процессе внеурочной деятельности и организационно-педагогические условия ее эффективной реализации. Методологической основой исследования являются идеи Л. С. Выготского о структуре сознания, А. Н. Леонтьева о личностном смысле деятельности и смыслообразующей функции мотива, а также исследования структуры мотивационной сферы, основных компонентов и характера связей между ними, классификация мотивов, представления о познавательном интересе и способах его формирования; исследования о влиянии инновационных педагогических технологий, методов, подходов на повышение мотивации и др. Авторы дают характеристику основным особенностям мотивационной сферы старших подростков и предлагают пути повышения мотивации к изучению английского языка у студентов средних профессиональных учебных заведений. В процессе работы проводился эксперимент, состоящий из трех этапов, в результате которого были выявлены наиболее эффективные способы повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка в условиях средних профессиональных учебных заведений, рассмотрена эффективность внедрения модели, созданной на основе интегрированного подхода, апробирована модель функционирования «Английского клуба» и ее роль в процессе повышения мотивации к изучению английского языка.
Ключевые слова: 
мотив, мотивация, обучение студентов колледжей, английский язык, мотивационная сфера подростков, повышение мотивации.
Библиографический список: 

1. Бакшаева Н. А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1997. – 26 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – URL: http://cinref.ru/razdel/04500psihologia/23/378450.htm (дата обращения: 05.12.2018).
3. Кретова Л. Н. Антропоцентрическая мифопоэтическая парадигма в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Форвард» и особенности перевода текста стихотворения на английский язык // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – С. 115–122.
4. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 41–44. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/845/845041.htm (дата обращения: 23.10.2018).
5. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
6. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
7. Низовских Н. А. Мотивация саморазвития человека [Электронный ресурс] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 1. – С. 113–119. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-samorazvitiya-cheloveka (дата обращения: 06.10.2018).
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
9. Симонова Н. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2017. – 25 с.
10. Солдатенко К. Диагностика коммуникативной компетенции в процессе иноязычного образования [Электронный ресурс] // Научный поиск. – URL: http://dovosp.ru/j_dv/wak/diagnostika-kommunikativnoj-kompetentnosti-u-d... (дата обращения: 08.06.2018).
11. Тимофеева Е. В. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 4. – С. 77–80.
12. Фрицко Ж. С. Проектная деятельность студентов педагогического колледжа при обучении иностранному языку как средство формирования методических умений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 28 с.
13. Юрковская С. С. Формирование мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Калининград, 2004. – 28 с. – URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-motivatsii-affiliatsii-i-m... (дата обращения: 06.01.2018).
14. Ross M., Perkins H., Bodey K. Academic motivation and information literacy self-efficacy: The importance of a simple desire to know // Library & Information Science Research. – 2016. – № 38, 1. – Р. 2–9.
15. Deci E. L., Ryan R. M. Optimizing students’ motivation in the era of testing and pressure: A selfdetermination theory perspective // Building Autonomous Learners: Perspectives from Research and Practice using Self-Determination Theory. – Springer Singapore, 2016. – P. 9–29