УДК: 
373.3/.5
Степанова Марина Владимировна
Главный методист по иностранным языкам, Корпорация «Российский учебник», stepanova.m.v@bk.ru, Москва

Дидактико-методическая компетенция учителя иностранного языка по выбору и использованию школьного учебника в образовательном процессе как основного показателя качества его профессионального развития

Аннотация: 
В статье актуализируется взаимосвязь между формированием дидактико-методической компетенции как компонента профессиональной компетентности учителя и процессом выбора им учебника с последующей его адаптацией в учебном процессе. Рассматривается понятие «дидактико-методическая компетенция» в сравнении с такими понятиями, как «методическая компетенция» и «лингвометодическая компетенция». Автор анализирует составляющие дидактико-методической компетенции и соотносит их с видами деятельности учителя по выбору и внедрению учебника в образовательный процесс на примере актуальных задач иноязычного образования обязательности изучения второго иностранного языка, достижения планируемого результата в предметной области «Иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС ООО и существующие сложности по реализации этой задачи. Рассматривая выбор и освоение учителем учебника как решение методической задачи, автор актуализирует необходимость оценки качества и уровня профессиональной подготовки учителя в условиях реализации компетентностного подхода с позиции выполняемых учителем действий и принимаемых решений.
Ключевые слова: 
дидактико-методическая компетенция, профессиональная компетентность, учебник, ФГОС, компетентностный подход, второй иностранный язык, методическая задача
Библиографический список: 

1. Ариян М. А., Шамов А. Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. – 224 с.
2. Артеменко Н. А. Подготовка будущих учителей-словесников к реализации профильного обучения на основе компетентностного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Томск, 2007. – 23 с.
3. Горлова Н. А. Методические ориентиры для выбора учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 2. – С. 17–24.
4. Игна О. Н. Ведущие цели и принципы современной профессиональной подготовки учителя [Электронный вариант] // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 12 (165). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-tseli-i-printsipy-sovremenno... (дата обращения: 13.11.2018).
5. Люботинский А. А. Формирование методической компетентности у будущих учителей иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2014. – 26 с.
6. Махмурян К. С. Теоретико-методические основы ускоренной подготовки учителя иностранного языка в условиях дополнительного профессионального образования: автореф. д-ра … пед. наук: 13.00.02. – М., 2009. – 51 с.
7. Сокольницкая Т. Н. К вопросу о методической компетентности учителя русского языка  // Человек и образование. – 2012. – № 2 (31) – С. 162–165.
8. Соловова Е. Н., Боголепова С. В. Современные подходы к определению профессиональной квалификации преподавателя иностранного языка // Иностранные языки в школе.  – 2017. – № 4. – С. 36–44.
9. Языкова Н. В., Макеева С. Н. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 7. – С. 2–9.