Щербаков Андрей Викторович
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры воспитания и дополнительного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, upravka74_z@mail.ru, Челябинск
Аннотация:
В современном образовании возрастает значимость ценностных ориентаций, приобретаемых человеком в процессе овладения знаниями и умениями. Ведущую роль в процессе нравственного становления играет педагог-воспитатель, обладающий личностной профессиональной позицией воспитателя. В исследованиях различных авторов профессиональная позиция рассматривается как непрерывный процесс становления человека в деятельности, осуществляемой в образовательной организации. В статье предлагается описание ведущих направлений обеспечения профессионального роста педагога-воспитателя. На первом этапе исследования был осуществлен контент-анализ научной литературы с целью определения направлений обеспечения профессионального роста (развития) педагогов. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, выявленные направления могут обеспечивать профессиональный рост педагога, реализующего воспитательную деятельность, однако остается нерешенным вопрос о влиянии этих направлений на становление и развитие профессиональной позиции педагога как воспитателя. На следующем этапе исследования был осуществлен теоретический анализ исследований, описывающих различные специфические условия, направления, обеспечивающие рост (развитие) педагога, реализующего воспитательную деятельность. В результате проведенного анализа были выявлены направления, обеспечивающие профессиональный рост педагога-воспитателя: развитие индивидуального профессионального стиля деятельности педагога-воспитателя; развитие профессионального мировоззрения педагога-воспитателя; развитие рефлексивной культуры педагога-воспитателя.
Ключевые слова:
профессионализм, профессиональный рост, профессиональная позиция, педагог-воспитатель
Библиографический список:
1. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания: моногр. / науч. ред. Н. К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. – 214 с.
2. Варганова И. В. Становление субъектной позиции студента в процессе профессионального образования // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 12. – С. 7–12.
3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Сластенина и А. И. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
4. Григорьева А. И. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 26 с.
5. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 431 с.
6. Методологические последствия парадиг-мального сдвига в теории воспитания / ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. – М.–Тверь: Виарт, 2011. – 200 с.
7. Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства / под ред. Н. Л. Селивановой и П. В. Степанова. – М., 2011. – 176 с.
8. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. – М.: УРАО ИТИП, 2010. – 168 с.
9. Сластенин В. А. Субъектно-деятельностное содержание профессионально-личностного развития учителя // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании. – М.: МАНПО, 2011. – С. 3–18.
10. Green М. Philosophy and Teaching // Handbook of Research on Teacing. N.Y.; Macmillan, 1986. – pp. 479–500.