УДК: 
37.0(47)(09)”19”
Иванов Андрей Анатольевич
Доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории, Сибирский университет потребительской кооперации, larsandr@mail.ru, Новосибирск
Иващенко Яна Сергеевна
Доктор культурологии, профессор кафедры истории и политологии, Новосибирский государственный технический университет, iva_ya@mail.ru, Новосибирск

Дискурс персональности в русской педагогической мысли середины XIX века

Аннотация: 
Проблема и цель. В основе исследования лежит культурно-реляционный подход к пониманию личности как антропологической модели Модерна и социального конструкта, продуцируемого в рамках дискурса персональности. Целью статьи является выявление и анализ категорий дискурса персональности в русской педагогической публицистике XIX в. Методология. Главным методом исследования выступает дискурс-анализ, предполагающий выявление дискурсивно-семантических фигур (категорий), в пределах взаимодействия которых описывается и интерпретируется концепт личности в текстах педагогической проблематики. Материалом для анализа послужила педагогическая публицистика 1830–60-х гг. Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова и др. Результаты исследования. К общим дискурсивным рамкам конструирования антропологической модели личности в обществах Модерна отнесены антиномии: негация – идентификация; индивидуальность – универсальность; формальная единица – интенциональное целое. Сочетание этих антиномий наделяет личность статусом суверенного источника социальных институтов. Русский педагогический дискурс 30–60-х гг. XIX в. представляет эти антиномии в специфической конфигурации дискурсивно-семантических фигур: внутреннее – внешнее; индивид – общество; разум – чувство; нравственность – мораль. Определена семантика этих категорий, дистрибутивные и предикативные отношения между ними и функции, которые они выполняют в педагогических дискуссиях на темы искренности, народности, моральной раздвоенности общества и воспитания целостной личности. В заключении делается вывод о том, что специфическая конфигурация категорий дискурса персональности XIX в. в контексте проблем воспитания представлена в следующей форме: педагогическая деятельность ориентируется на воспитание внутренней автономии индивида, способного выражать и реализовывать себя вовне, противопоставляя свою нравственную целостность моральной раздвоенности и разрозненности общества.
Ключевые слова: 
личность, субъект, антропологическая модель, дискурс персональности, дискурсивно-семантическая фигура, десоциализация, автономия
Библиографический список: 

1. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М: Изд-во РГГУ, 2000. – 1005 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности (Трактат по социологии знания). – М.: Медиум, 1995. – 323 с.
3. Буссе И. История понятий – история дискурса – лингвистическая эпистемология. Философские замечания по поводу теоретических и методологических основ исторической семантики в связи с философией личности // Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге: научный сборник. – М.: Модест Колеров, 2007. – С. 110–135.
4. Бусыгина Н. П. Психические феномены и дискурс: перспектива социального конструкционизма // Культурно-историческая психология. – 2009. – № 4. – С. 44–52.
5. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе.  – М.: Intrada, 1999. – 413 с.
6. Гринблатт С. Формирование «я» в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. – 1999. – № 35. – URL: magazines.russ.ru/nlo/1999/35/grinblat.html (дата обращения: 18.07.2018).
7. Декомб В. Дополнение к субъекту. Исследование феномена действия от первого лица. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 576 с.
8. Добролюбов Н. А. О значении авторитета в воспитании. Мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова [Электронный ресурс]. – 1857. – URL: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0480.shtml (дата обращения: 18.07.2018).
9. Зорин А. Л. Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. – 690 с.
10. Иванов А. А. Репрезентация субъективности в культуре русской интеллигенции XIX века. – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2016. – 240 с.
11. Иванов А. А. Субъект и «нулевое означающее»: к вопросу о различии традиции и Модерна // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. – 2016. – № 1-2 (25). – С. 42–47.
12. Иванов А. А. Формирование дискурса субъективности в русской культуре 30–40-х годов XIX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 10. – С. 70–75.
13. Кон И. С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
14. Куренной В. А. К постановке проблемы персональности в русском педагогическом дискурсе середины XIX – начала XX века // Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге: научный сборник. – М.: Модест Колеров, 2007. – С. 294–306.
15. Мосс М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «Я» // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М.: КДУ, 2011. – 416 с.
16. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Морской сборник. – 1856. – № 9. – С. 559–596.
17. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985. – 496 с.
18. Писарев Д. И. «Журнал для воспитания» 1857, 1858 и 1859 годов [Электронный ресурс]. – 1858. – URL: http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_1858_zhurnal_dlya_vospitania.shtml (дата обращения: 18.07.2018).
19. Плотников Н. С. От «индивидуальности» к «идентичности» (история понятий персональности в русской культуре) [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. – 2008. – № 91. – URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2008/91/pl5.html (дата обращения: 18.07.2018).
20. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. – Т. 2. – М.: Академия педагогических наук, 1948. – С. 69–166.
21. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. – Т. 2. – М.: Академия педагогических наук, 1948. – С. 425–488.
22. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – С. 52–92.
23. Шелгунов Н. В., Шелгунова Л. П., Михайлов М. Л. Воспоминания: в 2 т. – Т. 1. – М.: Художественная литература, 1967. – C. 49–326.
24. Gergen K. J. Relational Being: A Brief Introduction // Journal of Constructivist Psychology. – 2011. – Vol. 24, Iss. 4. – pp. 280–282. – DOI: https: //doi.org/10.1080/10720537.2011.593453.
25. Harre R. The person as the nexus of patterns of discursive practices // Culture&Psychology. – 2015. – Vol. 21, Iss. 4. – pp. 492–504. – DOI: https: //doi.org/10.1177/1354067X15615808.
26. Jancke G. Persons, the «Autobiographical Person» and Cultural Concepts of the Person: Early Modern Self-narratives from German-speaking Areas in Transcultural Perspective  // Medieval History Journal. – 2015. – Vol. 18, Iss. 2. – pp. 346–377. – DOI: https: //doi.org/10.1177/0971945815601307.
27. Rodriguez J. C., Gonzalez M. P., Torre N. C., Rodriguez M. V. Masculinities and Emotions as Sociocultural Constructions: A Bibliometric Review // Masculinities and Social Change. – 2017. – Vol. 6, Iss. 3. – pp. 217–256. – DOI: http://doi.org/10.17583/MCS.2017.2734.
28. Sveinsdottir A. K. The Social Construction of Human Kinds // Hypatia – A Journal of Feminist Philosophy. – 2013. – Vol. 28, Iss. 4. – pp. 716–732. – DOI: https://doi.org/10.1111/j.1527-2001.2012.01317.x.