УДК: 
37.0(44)+37.0(47)
Щербаков Андрей Викторович
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры воспитания и дополнительного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, upravka74_z@mail.ru, Челябинск
Кисляков Алексей Вячеславович
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой воспитания и дополнительного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, kislyakov_a@mail.ru, Челябинск
Cazaillon Jean-Luc
Генеральный директор, СЕМЕА (Национальная ассоциация центров обучения методам активного воспитания), cazaillon@cemea.asso.fr, Париж

Принципы нового образования в деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей Франции и России

Аннотация: 
В современном обществе и образовании в эпоху глобальных трансформаций возникают социокультурные изменения, которые меняют подходы и принципы к организации воспитания и обучения детей и молодежи в разных странах. Ведущая роль в развитии образования, в определении ключевых принципов Нового образования может принадлежать профессиональным сообществам педагогов-воспитателей, деятельность которых осуществляется в рамках общественных организаций. В статье предлагается описание опыта деятельности общественных организаций России и Франции, которые реализуют различные практики воспитания детей и молодежи на основе принципов Нового образования. На первом этапе исследования был осуществлен анализ целевых ориентиров деятельности профессиональных сообществ и их ведущие признаки. Исследование посвящено рассмотрению идей Нового образования, являющихся педагогическим ориентиром, миссией деятельности СЕМЕА Франции, которые получили свое развитие в деятельности педагогических сообществ России и в других странах мира. На следующем этапе исследования был осуществлен анализ принципов Нового образования, которые отражены в таких концептах, как действия, диалектика «личность-группа», среда, отношения. В логике изложения всего исследования раскрыты особенности деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей Франции и России, где центральное место занимает обучающая практика распространения методов активного воспитания. Полученные данные анализа позволяют сделать вывод о том, что основные принципы Нового образования, которые концептуально отражают суть педагогической методологии и практики организации воспитания в пространствах неформального и формального образования СЕМЕА Франции, становятся предметом обсуждения и обменом практики профессиональных сообществ педагогов-воспитателей различных стран.
Ключевые слова: 
новое образование, активное воспитание, профессиональные сообщества педагогов-воспитателей, глобализация, межкультурное взаимодействие
Библиографический список: 

1. Бурзалова А. А. К вопросу о глобализации экспансия или диалог // Вестник Бурят. гос. ун-та. – 2010. – Вып. 6. – С. 121–125.
2. Леконт И., Шебби С. Философские принципы, к которым относит себя FICEMEA  // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – C. 235–238.
3. Казайон Ж.-Л. Новые практики воспитания во всех образовательных и социальных пространствах // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы Международной научно-практической конференции  / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – С. 203–210.
4. Натейкина Ю. О. Сетевые профессиональные сообщества как ресурс управления персоналом [Электронный ресурс] // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам XX Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015. – № 1 (18). – URL: https://sibac.info/conf/science/xx/40716 (дата обращения: 20.11.2018).
5. Сергеева Т. Ф., Рытов А. Ю. Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования  // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5 (36). – С. 128–130.
6. Слободчиков В. И. Событийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Известия Саратовского ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2010. – № 2. – С. 3–8.
7. Bordás Andrea. Professional development of hungarian teachers in Romania – narratives from inside the system [Электронный ресурс]. – URL: http://hdl.handle.net/2437/246045 (дата обращения: 21.11.2018).
8. Brennan A. Exploring the impact of a professional learning community on teacher professional learning for inclusive practice [Электронный ресурс]. – URL: http://doras.dcu.ie/21956/1/ABrennanEdDThesis_FINAL_August_2017.pdf (дата обращения: 18.10.2018).
9. Clonan M. T. The impact of a community of practice on physical education teachers’ practices, understandings and beliefs [Электронный ресурс]. – URL: http://hdl.handle.net/10344/6534 (дата обращения: 15.11.2018).
10. Ferranti C. Studio etnografico di una comunità professionale blended: il ruolo delle tecnologie formative nella prospettiva della Activity Theory [Электронный ресурс]. – URL: http://paduaresearch.cab.unipd.it/5888/ (дата обращения: 13.11.2018).
11. Les CEMÉA. Plus de 80 ans d’existence et toujours passeurs d’avenir. Ouvrage coordonné par Jean-Baptiste Clerico et Christian Gautellier. – Paris, 2017. – 80 p.
12. McCarthy J. Understanding teacher collaboration in disadvantaged urban primary schools: uncovering practices that foster professional learning communities [Электронный ресурс]. – URL: http://hdl.handle.net/10468/950 (дата обращения: 10.10.2018).
13. McKenzie-Mills M. Developing a community of practice for trainers: towards a culture of conscience in clinical research [Электронный ресурс]. – URL: http://wrap.warwick.ac.uk/3171/1/WRAP_THESIS_McKenzieMills_2009.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
14. Nyström S. Becoming a professional: a longitudinal study of graduates’ professional trajectories from higher education to working life. Doctoral thesis, comprehensive summary [Электронный ресурс]. Linköping: Linköping University Electronic Press, 2009. – URL: http://urn.kb.se/resolve?urn=urn:nbn:se:liu:diva-16940 (дата обращения: 15.10.2018).
15. Parrish R. The Changing Nature of Community // Strategies: Journal of Theory, Culture & Politics. – 2002. – Vol. 15, Iss. 2. – pp. 259–284. – DOI: 10.1080/1040213022000013939.
16. Phillips R. Community Capacity Building, Community Development and Health: A Case Study of ‘Health Issues in the Community’ [Электронный ресурс]. – URL: http://hdl.handle.net/1842/1515 (дата обращения: 03.09.2018).
17. Yoon K. Professional development and its impact on teacher and pupil learning: a community of practice case study in South Korea [Электронный ресурс]. – URL: http://etheses.bham.ac.uk/7070/5/Yoon16PhD.pdf (дата обращения: 23.10.2018).