УДК: 
159.922.8+316.7
Самохвалова Анна Геннадьевна
Доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и акмеологии личности, директор Института педагогики и психологии, Костромской государственный университет, a_samohvalova@ksu.edu.ru, Кострома
Кудинов Владимир Андреевич
Доктор исторических наук, профессор кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет, vkudinov@mail.ru, Кострома

Коммуникативные трудности российских и украинских подростков

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье актуализируется проблема затрудненного общения подростков, проживающих в разных социокультурных условиях. Цель – выявить кросс-культурные различия коммуникативных трудностей и способов их преодоления у подростков, проживающих в мирных условиях (г. Кострома, Россия) и в зоне военных действий (г. Луганск, Украина). Методология. Исследование проведено на основе социокультурного и кросс-культурного подходов, позволяющих выявлять детерминанты и специфику коммуникативных трудностей подростка, его субъективные переживания и способы совладания с ними в той социокультурной среде, в которой непосредственно происходит социализация субъекта. Выявлены и описаны кросс-культурные, возрастные и половые различия коммуникативных трудностей подростков в ситуациях общения с взрослыми и сверстниками, а также различия в способах преодоления возникающих коммуникативных трудностей. Делается вывод о том, что подростковом возрасте коммуникативные трудности играют амбивалентную роль: в случае их осознания и конструктивного преодоления происходят позитивные сдвиги в процессе развития субъекта общения; и, напротив, неспособность подростка признать, понять и своевременно преодолеть свои коммуникативные трудности тормозит онтогенез общения. В заключении авторы делают вывод о необходимости консолидации усилий специалистов в области психологии и педагогики с целью обеспечения индивидуально-ориентированной, адресной помощи подросткам, живущим в ситуации хронического стресса войны, в осознании и преодолении их актуальных коммуникативных трудностей, мобилизации ментальных и социальных ресурсов для развития коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: 
подросток, общение, коммуникативные трудности, способы преодоления, ресурсы, социокультурная среда
Библиографический список: 

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 384 с.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
3. Бурлакова Н. С., Давидович П. С. Опыт культурно-исторического анализа эмоционально-личностного развития детей в разной социальной и исторической ситуации [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2018. – № 11 (58). – С. 8. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.10.2018).
4. Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика.  – 2010. – № 5–6. – С. 52–61.
5. Кон И. С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
6. Кусургашев В. Н. Траснформация ценностных установок подростков под воздействием военных действий на Донбассе // Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф.  / отв. ред., авт. предисл. В. А. Кудинов.  – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – С. 150–156.
7. Марцинковская Т. Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. – М.: Смысл, 2017. – 271 с.
8. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности подростков: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 60. – С. 7. – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60.html (дата обращения: 17.10.2018).
9. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. – 342 с.
10. Самохвалова А. Г. Социальное сиротство как фактор затрудненного общения подростка // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 29–40.  
11. Самохвалова А. Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10, № 55. – С. 5. – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55.html (дата обращения: 18.10.2018).
12. Самохвалова А. Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе общения: дис. …д-ра психол. наук.  – Кострома, 2015. – 673 с.
13. Сиврикова Н. В. Проблемы изучения поколений в психологии // Культурно-историческая психология. – 2015. – № 11 (2). –С. 100–107.
14. Смирнова Е. О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 23 (4). – С. 25–35.
15. Толстых Н. Н. Современное взросление  // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 23 (4). – С. 7–24.
16. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2.  – С. 6–11.