УДК: 
371+37.0
Мжельская Татьяна Владимировна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, mzel08@mail.ru, Новосибирск
Спесивцева Вера Александровна
Кандидат исторических наук, Доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, wierra@yandex.ru, Новосибирск

Деловая игра как средство реализации задач ФГОС среднего образования

Аннотация: 
Введение в проблему. В статье авторы рассматривают понятие и специфику деловой игры. Игра видится авторам как один из наиболее эффективных способов развития личности обучающегося (дидактического субъекта) путем имитации реальной действительности. Авторы считают, что деловая игра является перспективным фактором по формированию компетенций ФГОС среднего образования, одним из оптимальных методов по реализации деятельностно-компетентностного подхода и обладает большим потенциалом по формированию практических навыков обучающихся. Игровые приемы и методы помогают реализоваться исследовательским, творческим и познавательным возможностям обучающегося и подготовить его к будущей практической деятельности. В статье анализируются современные подходы к организации, реализации и оценке игровой деятельности, а также предлагаются авторские варианты организации и реализации игр. Одним из таких приемов может стать деловая игра, в которой школьники выступают в роли ученых-исследователей. Целью статьи является представление практической разработки, организации и проведения двух игр, проведенных на фестивалях научных обществ учащихся общеобразовательных учреждений города Новосибирска «НОУ ФЕСТ». Деловая игра как фактор развития исследовательских и коммуникативных компетенций обучающихся. Авторы считают, что регулярное проведение такого рода игр может повысить уровень коммуникативности, интеллектуальной активности, а также исследовательской мотивации обучающихся. Результатом настоящего исследования стали разработанные одним из авторов статьи две игры и методические рекомендации по их реализации. В заключение статьи авторы подчеркивают эффективность деловой игры как фактора формирования исследовательской, коммуникативной компетенции и научного взгляда на мир.
Ключевые слова: 
слова: игра, деловая игра, образование, формирование компетенций, исследовательская деятельность
Библиографический список: 

1. Андриенко Е. В. Особенности кросс-культурных исследований образования в контексте меняющихся социокультурных факторов  // Сибирский педагогический журнал.  – 2017. – № 6. – С. 13–19.
2. Дураков И. А. К вопросу о технологии производства полого литья кулайской культуры // Археология вчера, сегодня, завтра: межвуз. сб. науч. тр. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1995.  – С. 107–112.
3. Дураков И. А. Серийное производство в литейном деле большереченской культуры  // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2018. – Т. 17, № 3. – С. 100–110.
4. Казакова Е. С. Возможности игры в формировании социокультурной компетенции студентов // Сибирский педагогический журнал.  – 2017. – № 6. – С. 41–50.
5. Мжельская Т. В., Дураков И. А. Мультидисциплинарные исследования в археологии: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 133 с.
6. Мжельская Т. В., Спесивцева В. А., Доронина А. О. Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). – Казань: Бук, 2018. – С. 88–91.
7. Никулина Л. П. Деловая игра как условие развития личности старшего школьника // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009.  – № 113. – С. 160–164.
8. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 89–93.
9. Трайнев В. А., Матросова Л. Н., Трайнев  И. В. Теория и методология учебных деловых игр. – М.: Прометей, 2000. – 457 с.
10. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 03.10.2018).
11. Федеральный государственный образо-вательный стандарт основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. – [Электронный ресурс]. URL: // www.standart.edu.ru (дата обращения: 03.10.2018).
12. Шишарина Н. В. К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 29–37.
13. Elder C. D. Problems in the structure and use of educational simulation. In: Greenblat C. S., Duke R. D. Gaming-Simulation Rational, Design and Application. N.Y.: Sage Pubis, 1975. 106 p.
14. Riceiardi F. M. Top Management Decision Simulation: the AMA Approach. – N.Y.: American Management Association, 1957. – 132 p.